Похмельные муки знакомы каждому, кто хотя бы раз перебрал со спиртным. Головная боль, тошнота, руки трясутся… Статистики давно заметили, что в нашей стране эта проблема возникает волнами, от праздника к празднику: только-только встретили Новый год, отпраздновали День защитника Отечества, а уже грядет 8 Марта, и не за горами майские праздники – этак недолго и привыкнуть к алкогольным возлияниям. И тогда речь пойдет уже не только об алкогольном отравлении, а о серьезном заболевании.
Анатомия похмелья
Чтобы разобраться в сути вопроса, необходимо знать не только приметы, но и механизм возникновения похмелья.
Стремясь вывести этиловый спирт, который мы по настроению влили в себя, организм окисляет его до самых простых веществ – углекислого газа и воды. Окисление проходит в несколько этапов: сначала образуется уксусный альдегид (ацетальдегид), затем – ацетат, не обладающий токсичностью, и только потом конечные продукты.
Причина появления похмельной реакции в перенасыщении организма уксусным альдегидом, который в больших дозах является канцерогеном. При неумеренном возлиянии – тост за тостом, рюмка за рюмкой – организм не успевает перерабатывать этанол, и происходит накопление ацетальдегида.
Токсичные вещества организм выводит только с водой, вместе с ней уходят и растворенные в ней соли. Отсюда – сухость во рту (симптом обезвоживания), учащенное сердцебиение и дрожание рук (симптомы обессоливания) и тошнота – как результат пищевого отравления ядами и сивушными маслами, содержавшимися в алкогольном напитке. Неспособность сконцентрироваться, дрожь, обострение всех органов чувств – следствия активизации нервной системы под воздействием алкоголя.
От похмелья до запоя один шаг
Но если обычная алкогольная интоксикация – это всего лишь отравление той или иной степени тяжести, то другой вид похмелья – абстинентный алкогольный синдром – это один из первых и главных признаков надвигающегося либо уже наступившего алкоголизма. Не случайно этот синдром известен также как синдром лишения, или отмены алкоголя, ведь он четко обозначает тот «момент» перелома в обмене веществ, когда для предотвращения или облегчения симптомов похмелья используется алкоголь или его суррогаты. Спирт становится одним из важных компонентов, без которого организм просто не может нормально работать.
Страдающих от похмелья кто-то метко назвал «бодунистами второго дня». Мучающихся же от абстинентного синдрома можно смело записывать в «бодунистов бесконечности» – остановить процесс самостоятельно человек, как правило, не в силах. Таким людям требуется помощь специалистов, ведь терапия больных с абстинентным синдромом заключается в выведении из организма токсинов при помощи методов интра- и экстракорпоральной детоксикации, в снятии вегетативных, соматических, неврологических и психических расстройств, что возможно, как правило, только в условиях стационара.
И все-таки это болезнь…
Широко распространенными методиками лечения алкогольной зависимости в нашей стране служат хорошо известные торпедо, эспераль, кодирование. Методы устрашающей терапии распространены также в странах СНГ, а в Западной Европе – во Франции. Но далеко не во всем мире они популярны. И вот почему. «Тому есть причина, – говорит токсиколог, нарколог, директор Российского НИИ здоровья Владимир НУЖНЫЙ. – Существует два взгляда на алкоголизм. Алкоголизм – болезнь, и при этом болезнь практически неизлечимая, она лечится с трудом, а случаи выздоровления весьма редки. Это одна позиция среди врачей-наркологов. А по второй – это всего лишь порок, некий дефект в поведении, который поддается коррекции. То есть вторая позиция стоит на морально-этическом базисе, и именно такое мнение на природу алкоголизма распространено в указанных странах».
Вера в чудесное исцеление у нашего населения всегда была крепка. Поэтому человек, пристрастившийся к «зеленому змию», как правило, тянет с искоренением проблемы до последнего и продолжает верить, что можно все вернуть по мановению волшебной палочки в виде «вшивки».
Врачи давно обратили внимание, что методы устрашающей терапии работают только при первом приходе, и почти во всех случаях только на срок кодирования. Кодируют на полгода – человек полгода не пьет, на год – держится год, и так далее. Но, как только заканчивается срок кодирования, алкоголик надирается! Болезнь сидит и ждет вместе с человеком раскодирования!
В странах, где алкоголизм признан за болезнь, поступают иначе. В США, например, алкоголиками занимаются психиатры и волонтеры – бывшие алкоголики. Врачи лечат тяжелые случаи алкогольных расстройств. Для остальных же запойных пьяниц путь таков. Первый шаг – признание себя алкоголиком. Второй – признание, что это навсегда. И третий – осознание, что жизнь с таким диагнозом возможна, ведь живут же люди с неизлечимым диабетом, так и тут. Но самое главное – ты не останешься в одиночестве: тебе помогут те, кто прошел уже по этому пути и продолжает двигаться дальше. Сейчас такой подход постепенно начинает проникать и к нам, но морально-этическая позиция во взгляде на проблему пока не сдается. У нас признания «я – алкоголик» редки, и за этим стоит взгляд всего общества, а не отдельного человека.
Чтобы сгладить последствия от употребления алкоголя, перед застольем выпейте натурального сока, чай с лимоном или мятой, помните, что достаточное количество безалкогольной жидкости (более двух литров) в процессе алкогольных возлияний поможет снизить концентрацию перерабатываемого спирта. Бутерброд с маслом или кусок сала затормаживают действие алкоголя на 40–45 минут. Перерыв на 20–30 минут после первых 2–3 тостов даст печени возможность переработать и вывести часть алкоголя. Обязательна хорошая закуска с высоким содержанием животных и растительных жиров.
Абстинентный синдром имеет сходные с последствиями интоксикации симптомы. Однако степень их выраженности намного глубже. Могут наблюдаться угнетение сознания, вплоть до комы, понижение артериального давления, бледность, холодный пот, частый и слабый пульс, возможны судороги, рвота, остановка дыхания. Также характерны подавленность, раздражительность, тревога, беспокойный сон или бессонница, ночные страхи...
Иван БЕЛОКРЫЛОВ