Найти тему
Обо всем понемногу

Останки лагерей ГУЛАГа. Мертвая дорога. Лагерь у разъезда «Щучий».

Всем привет! В прошлой статье мы с Вами побывали на небольшой экскурсии по остаткам Трансполярной магистрали. Посмотрели на большой мост, который носит название «Министерский». (ссылка на статью).

Мост "Министерский".
Мост "Министерский".

Сегодня мы отправимся в другое, не менее увлекательное путешествие – в лагерный пункт № 93 у разъезда «Щучий».

Лагерный пункт № 93 являлся рабочим городком для сооружения одного из участков Трансполярной магистрали. В нем содержалось 300 заключенных – строителей. Именно их трудом был создан разъезд «Щучий».

На окраине лагеря нас встречает здание с сохранившимися огромными чугунными чанами на остатках кирпичной печи. Также имеются 2 окошка раздачи, выходящих на улицу. Скорее всего это была кухня. Заключенные, наверное, получали здесь еду и питались на улице или у себя в бараках.

Окна раздачи
Окна раздачи
-3
-4
-5
Столовая
Столовая
Это я)
Это я)

Далее встречаем жилой барак с сохранившимися остатками деревянных нар. 

-8
-9
-10
Жилой барак
Жилой барак
Деревянные нары.
Деревянные нары.

Видим в каких нечеловеческих условиях здесь приходилось жить…

Другие здания имеют по несколько отдельных комнат, отдельные входы. Предполагаю, что в них жила охрана лагеря, а также руководство лагеря. 

Дом с 2 отдельными "квартирами" и входами
Дом с 2 отдельными "квартирами" и входами
-14
-15
Отдельная комната с кроватью
Отдельная комната с кроватью
Остатки печи
Остатки печи

Возможно в каких-то из них были рабочие кабинеты. Сложно понять, от чудом уцелевших зданий остались только стены с остатками крыши. 

А большинство зданий и вовсе обрушились.

-18
-19
-20

Идем дальше, и видим штрафной изолятор. Несколько маленьких камер с оконцами, закрытыми стальными решетками. Не вижу никаких намеков на остатки нар, спать приходилось на полу что ли? Да и вообще приходилось ли, учитывая, что судя по всему, внутри был жуткий холод зимой…

Штрафной изолятор
Штрафной изолятор

Также на территории лагеря есть интересное здание, судя по всему это была конюшня… И что-то мне подсказывает, что лошади тоже жили в невероятно ужасных условиях…

-22
-23
-24
Конюшня
Конюшня

Далее давайте выйдем с территории лагеря и дойдем до разъезда.

В заборе из колючей проволоки небольшая калитка. Выходим через нее и идем до железной дороги, около 200м.

Калитка
Калитка

Возле рельсов встречаем странный механизм, непонятного предназначения, похожий на лебедку.

-27

Механизм заблокирован, чтобы воспользоваться, необходим ключ.

-28

Вероятное предназначение данного механизма мне стало понятно немного позже, когда я прогулялся по рельсам, но об этом немного позже.

По пути нам встречается домик, очевидно это дом смотрителя разъезда.

Дом смотрителя разъезда
Дом смотрителя разъезда

Он неплохо сохранился, внутри печь из бочки. Крыша почти целая, на крыше даже сохранилась кирпичная печная труба, а внутри остатки кирпичной печки, обмазанной глиной и известью!

-30
Буржуйка из бочки
Буржуйка из бочки
Печная труба на крыше
Печная труба на крыше
Остатки кирпичной печи
Остатки кирпичной печи

За домом ближе к лесу небольшой колодец, выложенный бревнами. Возможно это был какой-то погреб. Если Вы знаете что это, поделитесь в комментариях…

Погреб
Погреб

Пошел дальше по рельсам, посмотреть, что за железная мачта стоит вдалеке.

По пути мне встретились остатки какой-то техники – деревянный кузов с железной рамой. Возможно это была дрезина…

-35
-36
-37
-38

Остатки моста
Остатки моста
-40

Что интересно, разъезд есть. 2 пути есть. А вот стрелок для перевода пути (даже близкого намека на них) мы так и не нашли...

Но идем дальше к таинственной мачте, и видим... что это обычный семафор.

Семафор
Семафор
Красный
Красный

Я так понимаю, что железный механизм-лебедка служил именно для поднятия семафора. Со стороны подъезда к разъезду указатели семафора окрашены в красный цвет и сигнализировали о необходимости остановки состава…

При этом меня удивило что семафор стоит только с одной стороны разъезда, но, как потом оказалось – все весьма прозаично – с противоположной стороны разъезда полуразрушенный мост, и семафор стоял как раз на насыпи… ну и соответственно со временем съехал вниз и упал…

Механизм поднятия "флажков" семафора
Механизм поднятия "флажков" семафора
-44
-45
Изготовлено в харькове
Изготовлено в харькове

Вот такое вот место, довольно жуткое и мрачное. Особенно в сырую и холодную осеннюю пору. На мгновение закрываешь глаза и представляешь, как в этом лагере кипит жизнь, как вернувшиеся с изнурительной смены заключенные идут за пайкой в столовую и затем разбредаются по баракам… Чтобы немного отдохнуть перед новой сменой…

В следующей части я расскажу Вам еще об одном сохранившемся лагере 501 стройки.

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

Всем добра!

P.S. ещё немного фото:

Колючка
Колючка
Остатки вышки
Остатки вышки
-49