Найти тему
Я так вижу

Утраченные вокзалы Санкт-Петербурга

Первую часть статьи Вы можете прочесть здесь.

4. Вокзал станции "Удельная"

Первый деревянный вокзал на станции "Удельная" появился в 1869 году. Он был спроектирован архитектором Вольмером Вестлингом.

В 1915 году вокзал перестроили в камне. Руководил всеми работами финский архитектор Бруно Гранхольм, который к этому времени уже построил вокзалы на станциях "Шувалово", "Парголово","Ланская" и "Левашово".

-2

Здание получилось в духе модерна с лаконичным и сдержанным фасадом. В пассажирский зал ведет широкая гранитная лестница, а по узким винтовым лестницам, можно подняться на второй этаж.

Интересный факт - именно с этого вокзала в начале августа 1917 года В.И. Ленин нелегально уехал на паровозе №293 в Финляндию, скрываясь от преследования Временного правительства.

К 1990-м годам Удельная утратила свой статус и сейчас это простой остановочный пункт.

5. Императорский павильон

Поскольку в Царском селе находилась резиденция Николая II - Александровский дворец, то из Петербурга в Царское село была проложена отдельная Императорская ветка Царскосельской железной дороги.

Еще в 1895 году на станции "Александровское", буквально в километре от резиденции, был построен ассиметричный деревянный Царский павильон и крытая платформа. Павильон располагал вестибюлем, императорским залом и уборной. Через год его расширили и добавили свитскую комнату и телеграф с тамбуром. После этого вокзал стал симметричным общей площадью 190 м².

К несчастью, в 1911 вокзал сгорел и на него месте возвели новый Императорский павильон в неорусском стиле. Это было сделано неспроста: императорский вокзал совпадал по стилю с постройками Феодоровского городка, Ратной палаты и казармами Собственного его величества конвоя, которые находились в Царском селе.

Построенный по проекту архитектора В.А. Покровского при участии инженера М.И. Курилко, вокзал имел парадное крыльцо, напоминающее шатер, и пандусы, позволяющие въезжать каретам и автомобилям. Фасад украшали двуглавые орлы, орнаментальная резьба и фигурные колонны.

Интерьеры вокзала были поистине царскими, взгляните сами:

Король Черногории отъезжает в карете от подъезда Царскосельского вокзала. 27 января 1912 г.
Король Черногории отъезжает в карете от подъезда Царскосельского вокзала. 27 января 1912 г.

По отдельно проложенным железнодорожным путям запрещалось ездить кому либо, кроме царских особ, однако, во время Первой Мировой войны на станцию приезжали санитарные поезда, доставлявшие раненых в госпиталь Фёдоровского городка. После Октябрьской революции Императорский павильон переименовали в Павильон Урицкого, железнодорожные пути разобрали, а сам вокзал стал медленно разрушаться. Сильно здание пострадало от немецкой бомбардировки во время Великой Отечественной войны.

-6

В послевоенное время здесь какое-то время было общежитие, а затем здание стало заброшенным. Сейчас оно находится в частной собственности, очевидно, что возвращать исторический облик и значение здания никто не собирается. Но нет также планов использовать бывший вокзал в коммерческих целях, поэтому весьма вероятно, что через несколько лет и эти руины исчезнут.

Спасибо за внимание!

Если Вам понравилась статья, то рекомендую к прочтению:

Что стало с Варшавским вокзалом в Санкт-Петербурге?

Как Нижний Новгород лишился своих вокзалов?

Почему уничтожили один из старейших вокзалов России?

Станции-призраки метрополитена. Кратко.

Как и почему в Петербурге уничтожают промышленность?

Транспорт, который мы больше не увидим на улицах Петербурга