Первую часть статьи Вы можете прочесть здесь.
4. Вокзал станции "Удельная"
Первый деревянный вокзал на станции "Удельная" появился в 1869 году. Он был спроектирован архитектором Вольмером Вестлингом.
В 1915 году вокзал перестроили в камне. Руководил всеми работами финский архитектор Бруно Гранхольм, который к этому времени уже построил вокзалы на станциях "Шувалово", "Парголово","Ланская" и "Левашово".
Здание получилось в духе модерна с лаконичным и сдержанным фасадом. В пассажирский зал ведет широкая гранитная лестница, а по узким винтовым лестницам, можно подняться на второй этаж.
Интересный факт - именно с этого вокзала в начале августа 1917 года В.И. Ленин нелегально уехал на паровозе №293 в Финляндию, скрываясь от преследования Временного правительства.
К 1990-м годам Удельная утратила свой статус и сейчас это простой остановочный пункт.
5. Императорский павильон
Поскольку в Царском селе находилась резиденция Николая II - Александровский дворец, то из Петербурга в Царское село была проложена отдельная Императорская ветка Царскосельской железной дороги.
Еще в 1895 году на станции "Александровское", буквально в километре от резиденции, был построен ассиметричный деревянный Царский павильон и крытая платформа. Павильон располагал вестибюлем, императорским залом и уборной. Через год его расширили и добавили свитскую комнату и телеграф с тамбуром. После этого вокзал стал симметричным общей площадью 190 м².
К несчастью, в 1911 вокзал сгорел и на него месте возвели новый Императорский павильон в неорусском стиле. Это было сделано неспроста: императорский вокзал совпадал по стилю с постройками Феодоровского городка, Ратной палаты и казармами Собственного его величества конвоя, которые находились в Царском селе.
Построенный по проекту архитектора В.А. Покровского при участии инженера М.И. Курилко, вокзал имел парадное крыльцо, напоминающее шатер, и пандусы, позволяющие въезжать каретам и автомобилям. Фасад украшали двуглавые орлы, орнаментальная резьба и фигурные колонны.
Интерьеры вокзала были поистине царскими, взгляните сами:
По отдельно проложенным железнодорожным путям запрещалось ездить кому либо, кроме царских особ, однако, во время Первой Мировой войны на станцию приезжали санитарные поезда, доставлявшие раненых в госпиталь Фёдоровского городка. После Октябрьской революции Императорский павильон переименовали в Павильон Урицкого, железнодорожные пути разобрали, а сам вокзал стал медленно разрушаться. Сильно здание пострадало от немецкой бомбардировки во время Великой Отечественной войны.
В послевоенное время здесь какое-то время было общежитие, а затем здание стало заброшенным. Сейчас оно находится в частной собственности, очевидно, что возвращать исторический облик и значение здания никто не собирается. Но нет также планов использовать бывший вокзал в коммерческих целях, поэтому весьма вероятно, что через несколько лет и эти руины исчезнут.
Спасибо за внимание!
Если Вам понравилась статья, то рекомендую к прочтению:
Что стало с Варшавским вокзалом в Санкт-Петербурге?
Как Нижний Новгород лишился своих вокзалов?
Почему уничтожили один из старейших вокзалов России?
Станции-призраки метрополитена. Кратко.