С бумажного на электронный ПТС

В России всё чаще стали говорить об инновациях, и ниша спецтехники не стала исключением. Но будущее определяют не только беспилотники, системы дистанционного управления техникой или инновационные двигатели, но и перевод документации в цифровой формат. А если конкретнее, введение электронных паспортов транспортных средств, самоходных машин и другой техники. О том, когда произойдёт окончательный переход на ЭПТС, какие преимущества он даст по сравнению с бумажным документом и каковы первые результаты по внедрению новинки, поговорили в рамках международной выставки bauma-CTT RUSSIA 2019.

Это был отдельный доклад на конференции CEF «Будущее рынка строительной техники в России: ставка на инновации». Директор Департамента взаимодействия с участниками систем электронных паспортов АО «Электронный паспорт» Борис Ионов представил участникам последнюю информацию по этому вопросу.

В России всё чаще стали говорить об инновациях, и ниша спецтехники не стала исключением.

Сроки, задачи, участники

Для начала в рамках выступления спикер напомнил, что до окончания переходного периода осталось совсем немного времени. В соответствии с решением Евразийской экономической комиссии после 1 ноября 2019 года ПТС на бумажном носителе уже не будут оформлять.

Участникам рассказали то, какие задачи планируют решить с введением ЭПТС. Среди них:

• сокращение административных барьеров при обращении транспортных средств на территории Евразийского экономического союза;

• исключение паспорта транспортного средства как документа личного хранения;

• увеличение объёма информации о технике;

• формирование истории транспортного средства без ограничения срока;

• возможность заинтересованным лицам получить необходимую информацию.

Если уточнять список заинтересованных лиц, то участниками системы электронных паспортов с одной стороны, станут органы госвласти (регистрирующие, правоохранительные, таможенные, налоговые и т. д.), а с другой собственники транспортных средств, организации-изготовители, импортёры, арендодатели и арендаторы транспортных средств, финансовые организации и т. д.

Преимущества

Переход на электронную документацию всё же подразумевает сложности и подводные камни. Именно поэтому мы пока не перешли на личные электронные паспорта. Здесь и вопросы кибербезопасности, и систематизации данных и т. д. Ну а как в случае ЭПТС? Специалисты всё же отмечают целый ряд преимуществ у нововведения.

«В случае с автомобилями система уже доказала свою эффективность, люди начинают ею пользоваться. Преимущества тут понятны: в электронном документе гораздо больше важной информации о транспортном средстве, чем в бумажном.
Плюс, это удобство для конечных потребителей: не нужно бояться потерять бумажный паспорт, который необходим, например, при продаже автомобиля. Даже просто хранить не нужно — избавляемся от лишней макулатуры.
Плюс в электронном паспорте может формироваться полная история автомобиля, что может быть очень полезно, опять-таки при дальнейшей перепродаже. Там могут содержаться все данные о страховании, о кредитовании, о всех пройденных техосмотрах. Также возможна фиксация пробега на протяжении истории машины. Такая функция поможет бороться с мошенничеством в этой сфере, когда при продаже пробеги «скручиваются».
Плюс это дешевле. Бывает человек вынужден доплатить в ГАИ за внесение изменений в бумажный паспорт, восстановить такой документ тоже стоит дорого. Те же операции в случае ЭПТС стоят значительно меньше.
Если говорить об электронных паспортах самоходной техники, то здесь производители только готовятся. В процессе перехода в системе учитываются пожелания, которые поступают от производителей и продавцов спецтехники.
Но и в этом случае преимуществ много.
С помощью ЭПСМ (электронного паспорта самоходной машины) можно будет прослеживать обращение и перемещение техники в лизинге. Это также позволит избежать мошенничества. Например, ситуаций, когда недобросовестный лизингополучатель может не только неправильно эксплуатировать технику, но и просто-напросто вывезти её из России. Однако так как система электронных паспортов общая для всех стран ЕАЭС, то в эти страны незаконно ввезти и поставить на учёт спецтехнику уже не получится. В документе будут данные о том, кому принадлежит транспортное средство.
Также лизингодатель может отслеживать историю того, как с его техникой работает лизингополучатель.
Распространяется система на весь транспорт (в том числе импортного производства), который будет зарегистрирован в России. В том числе и на ввозимую б/у технику.
Но владельцам спецтранспорта, поставленного на учёт до 1 ноября 2019 не нужно волноваться и экстренно бежать менять бумажный паспорт. Находящиеся на руках документы будут действительны неограниченный срок», — рассказал Борис Ионов.
В России всё чаще стали говорить об инновациях, и ниша спецтехники не стала исключением.-2

Что внутри?

ЭПТС будет включать 2 типа информации. Первый — обязательный для всех транспортных средств, зарегистрированных на территории государств-членов ЕАЭС. Это реквизиты самого документа и основные сведения о транспортном средстве.

Второй тип — дополнительная информация о собственнике, проведённых техосмотрах и т. д. Их состав и обязательность внесения определяется каждым государством отдельно.

Кроме того, у ЭПТС может быть несколько статусов, которые отражают все циклы существования транспортного средства.

«Незавершённый» паспорт присваивается автомобилю, который только сошёл с конвейера или только ввезённый в страну. После уплаты утилизационного сбора документ получает статус «действующий». Если машины после выпуска дорабатывают, условно, на грузовое шасси устанавливают подъёмный кран, то в первоначальном паспорте ставят метку «погашенный».

После того как техника приобрела свой окончательный вид, ей выдаётся новый ЭПТС/ЭПСМ, на основании сведений, внесённых в СЭП изготовителем.

Если при внесении данных допустили ошибку или владелец не внёс необходимые платежи, или есть признаки противоправных действий, то паспорт становится «аннулированным». В случае устранения проблем ЭПТС снова превращается в «действующий», в ином случае его меняют на новый.

«Утилизированным» паспорт становится после того, как соответствующая организация подала сведения об уничтожении транспортного средства.