Вода, антифриз, спирт, масло. Если с сегодняшнего дня вы твердо решили начать разбираться в теплоносителях для батарей отопления, то для начала просто запомните эти четыре слова. В этой статье мы разберем, кто хороший, а кто плохой парень. Поехали!
Вода. Из воды состоит 70% человеческого тела, а процент популярности воды в качестве теплоносителя систем отопления еще выше. Поверните голову и посмотрите на свою батарею. В ней точно вода. А все потому, что вода не стоит ничего, и достать ее можно вообще без каких-либо усилий. Если вода вытекла, то вы расстроитесь из-за худого радиатора, но воду теплосеть вам подаст еще.
Как и у бесплатного сыра в мышеловке, у воды есть очевидный недостаток — она замерзает при минусовой температуре. Вы точно уверены, что мороз не достанет вашу батарею? Потому что если это все-таки случится, то последствия будут очень яркими: разрыв металла в трубе, батарее, кранах, фитингах. Просто забудьте один раз закрыть окно зимой в лютый мороз всего на пару часов.
Масло. Всезнайка-Википедия говорит, что масло — это та субстанция, которая ни в какую не хочет растворяться в воде. Масла, которые специализируются на переносе тепла, гордо носят имя термомасла.
Главное преимущество масла в том, что оно не знает проблем воды, то есть не замерзает при минусовых температурах. А вот при каких именно — зависит от марки, сорта, вида, называйте как угодно. С маслом не нужно мучаться и выбирать дополнительные присадки, оно работает самостоятельно, и в жару и в холод.
Минус равнодушного к погоде трудяги — запах. Откройте капот своей машины (или чужой) и принюхайтесь. Вы хотите, чтобы примерно так пахло от ваших батарей? Кроме того, его нужно менять, а это в бытовых условиях крайне сложно - куда слить, как защитить пол и стены, как и сколкьо раз после масла промывать радиатор и трубы?!
Спирт. Зайдите на любой форум по отоплению — и с вероятностью 99% там будет тема “спирт как теплоноситель”. Если все давно уже обсудили, то почему такие темы возникают снова и снова?
Все просто. Технический спирт в системе отопления — довольно опасная штука. Людям, поверхностно знакомым с термодинамикой и химией, начинать этот челендж точно не стоит. Дело в том, что спиртосодержащие жидкости имеют свойство закипать и даже взрываться по достижению пороговой температуры. Чтобы не случилось беды, нужны доскональные расчеты на всю систему и серия экспериментов с вариациями по содержанию спирта в жидкости. И никто не гарантирует, что даже после завершения программы испытаний получившийся продукт будет абсолютно безопасным. Кроме того, он имеет запах и крайне активено вызывает коррозию. Вот поэтому темы про спирт на форумах будут жить всегда. Оно вам точно надо?
Антифриз. Незамерзайка. Настало время экскурса в химическую науку в нашем обзоре: 90% антифризов содержат этиленгликоль или пропиленгликоль.
Тут и пятиклассник-двоечник догадается, что главный плюс антифриза — низкая температура замерзания. Даже самые свирепые и необузданные сибирские морозы не помешают антифризу делать свое отопительное дело. Кроме того, даже если антифриз будет окружен лютым холодом, он не превратится в лед. Вязкая гелеобразная субстанция будет продолжать перемещаться по трубам, а значит — никаких разрывов металла! А еще вам не придется думать про долив, ведь в закрытой системе антифриз способен проработать целых пять или более лет.
Так какой выбрать? Самый популярный вариант — антифриз на основе этиленгликоля, например “Thermagent -30” или его собрат-концентрат “Thermagent -65”. Причем в случае с концентратом, вы можете самостоятельно регулировать порог замерзания жидкости, что актуально для холодных регионов (остальным с запасом хватит и версии “-30”). Добавляя в теплоноситель дистилированную воду, вы постепенно повышаете температуру замерзания.
Минус такого антифриза в том, что этиленгликоль в его составе довольно токсичен. Так что перед наполнением системы очень важно тщательно проверить все соединения и стыки, а также изолировать помещение с оборудованием (котел, насос, система регулировки и расширительный бачок) от доступа посторонних лиц.
Проблема токсичности решена в антифризе с другим носителем — пропиленгликолем. Хороший пример такого антифриза — “Thermagent -30 ЭКО”. Он нетоксичен, пожаровзрывобезопасен и может проработать в системе без замены до 10 отопительных сезонов.
Разберемся с тремя важными нюансами.
Проверьте резинки после воды. От антифриза резиновые соединения набухают меньше, чем от воды. Поэтому если в вашей системе отопления длительное время использовался этот народный теплоноситель, то после заливки антифриза могут появиться протечки. Просто резина возвращается к своему нормальному состоянию и обнажает щели.
Не забудьте про мощное оборудование. Так как антифриз обладает более высокой вязкостью, чем вода, для его работы в системе требуются более мощные насосы (по производительности – на 10%, по напору – на 60%).. Кроме того, при выходе из зоны повышенного давления (то есть из труб в бачок), антифриз расширяется больше, чем вода. Не забудьте про крупный расширительный бачок, минимум 15% от всего объема залитой жидкости.
Станьте занудой и не экономьте. Как вы уже поняли, и пропилен- и этиленгликоль постоянно ищут любые микродырки и микротрещинки в вашей системе отопления, чтобы устроить побег из батарейной темницы. Поэтому можно забыть про девиз “и так сойдет” в случае, если вы решились строить отопление с этими носителями. Вам нужно осуществлять сборку всех стыковочных узлов с немецкой тщательностью, принятой на заводах AEG и Mercedes-Benz и обязательно проводить предварительную опрессовку системы.. Удачи и тепла!