Найти тему

Виды теплоносителей

Вода, антифриз, спирт, масло. Если с сегодняшнего дня вы твердо решили начать разбираться в теплоносителях для батарей отопления, то для начала просто запомните эти четыре слова. В этой статье мы разберем, кто хороший, а кто плохой парень. Поехали!

Вода. Из воды состоит 70% человеческого тела, а процент популярности воды в качестве теплоносителя систем отопления еще выше. Поверните голову и посмотрите на свою батарею. В ней точно вода. А все потому, что вода не стоит ничего, и достать ее можно вообще без каких-либо усилий. Если вода вытекла, то вы расстроитесь из-за худого радиатора, но воду теплосеть вам подаст еще.

Вода — единственный бесплатный теплоноситель. Вы платите только по тарифам за отопление.
Вода — единственный бесплатный теплоноситель. Вы платите только по тарифам за отопление.

Как и у бесплатного сыра в мышеловке, у воды есть очевидный недостаток — она замерзает при минусовой температуре. Вы точно уверены, что мороз не достанет вашу батарею? Потому что если это все-таки случится, то последствия будут очень яркими: разрыв металла в трубе, батарее, кранах, фитингах. Просто забудьте один раз закрыть окно зимой в лютый мороз всего на пару часов.

Когда вода замерзает, то просится наружу. И ничто ее не остановит.
Когда вода замерзает, то просится наружу. И ничто ее не остановит.

Масло. Всезнайка-Википедия говорит, что масло — это та субстанция, которая ни в какую не хочет растворяться в воде. Масла, которые специализируются на переносе тепла, гордо носят имя термомасла.

Главное преимущество масла в том, что оно не знает проблем воды, то есть не замерзает при минусовых температурах. А вот при каких именно — зависит от марки, сорта, вида, называйте как угодно. С маслом не нужно мучаться и выбирать дополнительные присадки, оно работает самостоятельно, и в жару и в холод.

На рекламных картинках с моторным маслом все красиво и “вкусно”. Но..
На рекламных картинках с моторным маслом все красиво и “вкусно”. Но..

Минус равнодушного к погоде трудяги — запах. Откройте капот своей машины (или чужой) и принюхайтесь. Вы хотите, чтобы примерно так пахло от ваших батарей? Кроме того, его нужно менять, а это в бытовых условиях крайне сложно - куда слить, как защитить пол и стены, как и сколкьо раз после масла промывать радиатор и трубы?!

Спирт. Зайдите на любой форум по отоплению — и с вероятностью 99% там будет тема “спирт как теплоноситель”. Если все давно уже обсудили, то почему такие темы возникают снова и снова?

Все просто. Технический спирт в системе отопления — довольно опасная штука. Людям, поверхностно знакомым с термодинамикой и химией, начинать этот челендж точно не стоит. Дело в том, что спиртосодержащие жидкости имеют свойство закипать и даже взрываться по достижению пороговой температуры. Чтобы не случилось беды, нужны доскональные расчеты на всю систему и серия экспериментов с вариациями по содержанию спирта в жидкости. И никто не гарантирует, что даже после завершения программы испытаний получившийся продукт будет абсолютно безопасным. Кроме того, он имеет запах и крайне активено вызывает коррозию. Вот поэтому темы про спирт на форумах будут жить всегда. Оно вам точно надо?

Обычные тесты спиртового теплоносителя для дачного домика 50 кв. м.
Обычные тесты спиртового теплоносителя для дачного домика 50 кв. м.

Антифриз. Незамерзайка. Настало время экскурса в химическую науку в нашем обзоре: 90% антифризов содержат этиленгликоль или пропиленгликоль.

Тут и пятиклассник-двоечник догадается, что главный плюс антифриза — низкая температура замерзания. Даже самые свирепые и необузданные сибирские морозы не помешают антифризу делать свое отопительное дело. Кроме того, даже если антифриз будет окружен лютым холодом, он не превратится в лед. Вязкая гелеобразная субстанция будет продолжать перемещаться по трубам, а значит — никаких разрывов металла! А еще вам не придется думать про долив, ведь в закрытой системе антифриз способен проработать целых пять или более лет.

Несомненный плюс: вот эту операцию нужно проводить всего единожды за 5 лет
Несомненный плюс: вот эту операцию нужно проводить всего единожды за 5 лет

Так какой выбрать? Самый популярный вариант — антифриз на основе этиленгликоля, например “Thermagent -30” или его собрат-концентрат “Thermagent -65”. Причем в случае с концентратом, вы можете самостоятельно регулировать порог замерзания жидкости, что актуально для холодных регионов (остальным с запасом хватит и версии “-30”). Добавляя в теплоноситель дистилированную воду, вы постепенно повышаете температуру замерзания.

Минус такого антифриза в том, что этиленгликоль в его составе довольно токсичен. Так что перед наполнением системы очень важно тщательно проверить все соединения и стыки, а также изолировать помещение с оборудованием (котел, насос, система регулировки и расширительный бачок) от доступа посторонних лиц.

Проблема токсичности решена в антифризе с другим носителем — пропиленгликолем. Хороший пример такого антифриза — “Thermagent -30 ЭКО”. Он нетоксичен, пожаровзрывобезопасен и может проработать в системе без замены до 10 отопительных сезонов.

Разберемся с тремя важными нюансами.

Проверьте резинки после воды. От антифриза резиновые соединения набухают меньше, чем от воды. Поэтому если в вашей системе отопления длительное время использовался этот народный теплоноситель, то после заливки антифриза могут появиться протечки. Просто резина возвращается к своему нормальному состоянию и обнажает щели.

Не забудьте про мощное оборудование. Так как антифриз обладает более высокой вязкостью, чем вода, для его работы в системе требуются более мощные насосы (по производительности – на 10%, по напору – на 60%).. Кроме того, при выходе из зоны повышенного давления (то есть из труб в бачок), антифриз расширяется больше, чем вода. Не забудьте про крупный расширительный бачок, минимум 15% от всего объема залитой жидкости.

Станьте занудой и не экономьте. Как вы уже поняли, и пропилен- и этиленгликоль постоянно ищут любые микродырки и микротрещинки в вашей системе отопления, чтобы устроить побег из батарейной темницы. Поэтому можно забыть про девиз “и так сойдет” в случае, если вы решились строить отопление с этими носителями. Вам нужно осуществлять сборку всех стыковочных узлов с немецкой тщательностью, принятой на заводах AEG и Mercedes-Benz и обязательно проводить предварительную опрессовку системы.. Удачи и тепла!