КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Компетентностный подход» как понятие распространилось довольно недавно в связи с обсуждением вопроса проблем и пути их решения в сфере образования и науки. Обращение к понятию компетентностного подхода сопряжено с изменениями в системе образования предопределенные изменениями в социуме. Компетентностный подход – это своеобразный комплекс основ установления целей образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Традиционная система образования, в том числе и Российская, призванная передавать обучающемуся лишь определенное количество знаний, умений, навыков, оказывается несостоятельной и неосновательной в сложившейся ситуации. Теоретические и энциклопедические знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны стать средством формирования личности обучаемого. Это касается и дошкольного образования. Современная заявка общества ориентирована на выпускника образовательного учреждения, который не только приобретет за время нахождения в образовательном учреждении определенный объём знаний умений и навыков, но и научится ими пользоваться.

В образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей и личностных качеств, но сами эти знания во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций.

   «Компетентностный подход» как понятие распространилось довольно недавно в связи с обсуждением вопроса проблем и пути их решения в сфере образования и науки.

Следует выделить три группы компетентностей, которые должны быть сформированы у обучающегося за время всего образовательного процесса:

1. Технологическая компетентность включает в себя умение: ориентироваться в нестандартной для ребенка ситуации, планировать этапы своей деятельности, понимать и осуществлять алгоритм действий, определять причинно-следственные связи, принимать решения и применять знания в реальной жизни, организовать рабочее место и рабочий процесс, доводить начатое дело до конца и добиваться положительных результатов;

2. Информационная компетентность включает в себя умение: ориентироваться в разных источниках информации (книги, журналы, интернет, рассказы взрослых людей, предметы искусства, аудио и видеоматериалы), делать выводы из полученной ранее информации, оценивать социальные привычки. Такая компетенция фокусирует внимание человека на деталях посредством долгой обработки им какой-либо информации;

3. Социально–коммуникативная компетентность включает в себя умение: понимать эмоциональное состояние человека, получать необходимую и важную информацию из общения с людьми (выслушать и возможно дать совет человеку, который в таковом нуждается), спокойно отстаивать свое мнение и вступать в дискуссию, соотносить свои желания и требования с интересами других людей, не ссориться и спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, рассматривать те или иные нюансы развития нашего общества.

   «Компетентностный подход» как понятие распространилось довольно недавно в связи с обсуждением вопроса проблем и пути их решения в сфере образования и науки.-2

В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:
— практическая направленность обучения;
— ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
— изменение методики преподавания, введение современных образовательных технологий.

При всем разнообразии набора компетенций важно, чтобы они отвечали двум важным критериям: обобщенность (обеспечивающая возможность переноса компетенции на разные сферы и виды деятельности) и функциональность, отражающая момент включенности в ту или иную деятельность.

   «Компетентностный подход» как понятие распространилось довольно недавно в связи с обсуждением вопроса проблем и пути их решения в сфере образования и науки.-3

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Интегральная характеристика личности самого преподавателя должна быть глубокой в плане изучения им данных компетенций, чтобы в последствии дать знания и умения обучающемуся. Стержнем такого компетентностного подхода становится всё то развитие, которое получают и ученики, и преподаватели, своего рода интегральное обучение, приводящее к прогрессированию жизненного опыта.

Изменение методики преподавания позволяет решить проблему разгрузки учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счет индивидуализации (прописывания индивидуальных траекторий), переноса внимания на овладение способами работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменения мотивации. Изменение мотивации ведет к разгрузке мозговой активности и снятию умственного напряжения. Образовательный процесс должен трансформироваться таким образом, чтобы в нем появились «пространства реального действия», своеобразные «инициативные», «ученические производства», продукты которых (в том числе и интеллектуальные) выполняются не только для учителя, а для того, чтобы успешно конкурировать и получить желаемую оценку на внутреннем (школьном) и внешнем (общественном) рынке.

   «Компетентностный подход» как понятие распространилось довольно недавно в связи с обсуждением вопроса проблем и пути их решения в сфере образования и науки.-4

Развитие качеств личности необходимы современному обществу. Одна из целей образования состоит в создании условий для овладения учащимися ключевыми компетенциями. Для того чтобы данные компетентности сформировались педагоги образовательных учреждений используют технологические процессы, формы, методы обучения, которые имеют интерактивный характер и обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка. К таким технологиям, которые поддерживают компетентностный подход в образовании, относятся:

1. Технология метода проектов. Уникальность заключается в том, что она позволяет работать над формированием и развитием у воспитанников всех трех компетентностей. В основе данной технологии лежит концепция об ориентированности познавательной деятельности дошкольников на запланированный положительный результат, который получается при решении той или иной практически значимой задачи;

2. Технология развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности (в прямой или опосредованной форме). Технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью взрослого и самостоятельно. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоской модели либо инструкции;

3. Технология художественно-творческого развития детей раскрывает все параметры технологической компетентности. Происходит обогащение представлений и впечатлений детей о произведениях искусства. Совершенствуются разнообразные способы продуктивной деятельности. Развиваются мыслительные операции. Художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.

   «Компетентностный подход» как понятие распространилось довольно недавно в связи с обсуждением вопроса проблем и пути их решения в сфере образования и науки.-5

Так какие же изменения в обществе влияют на поиск новых концепций в образовании и почему уже существующие подходы для определения целей и содержания образовательного процесса нельзя модернизировать? Самое главное изменение в социуме - это рост темпов развития общества и ускорение самого технического прогресса. Дети, пришедшие в первый класс в 2018 году будут сохранять и продолжать свою трудовую деятельность вплоть до 2070 года. Очень сложно представить, что будет через 50 лет, поэтому школа уже сейчас должна развивать в учащихся динамизм, мобильность, конструктивность и приспособляемость к любым изменениям в окружающей их среде. Педагоги акцентируют внимание на том, что происходит сдвиг на ценностную ориентацию. Следует так же отметить, что без надежных и прочных знаний жизнь в современном обществе затруднительна, но помимо знаний нужны еще и ценностные ориентиры, которые будут структурировать и ранжировать наши знания и цели.

Одним из главных требований в системе компетентностного подхода является психологическая и эмоциональная устойчивость и умение выходить из сложных ситуаций. Но одна лишь подготовка по усвоенному материалу не является успешной если это всё не подкреплено определенными навыками и умениями, такими как способность распределять ограниченные ресурсы, вести переговоры, умение делать выбор в стрессовых ситуациях и многие другие навыки, которые понадобятся в быстро меняющимся и динамичном обществе. Ребенок должен видеть всё на практике и стремиться к тому, чтобы самому совладать с той или иной стрессовой или чрезвычайной ситуацией, а главное при необходимости, помочь людям, попавшим в такую ситуацию.

   «Компетентностный подход» как понятие распространилось довольно недавно в связи с обсуждением вопроса проблем и пути их решения в сфере образования и науки.-6

Так же существенно влияет на характер социальных требований процесс информатизации общества. Одно из последствий такого развития – неограниченный доступ к любой информации, что в свою очередь ведет к утрате классического получения знаний и зашоренности сознания учащихся из-за переизбытка и неумения фильтровать эту информацию.

Школа всегда стремилась и продолжает стремиться реагировать на прогрессивные изменения в обществе, а также изменения требований социума к системе образования. Такая реакция всегда выражалась в кардинальном изменении программ по учебным предметам, тем самым затягивая на некоторое время сам процесс обучения, но это потребность современной системы образования, которая обусловлена как всё большим распространением информационных технологий, так и общественной ситуацией.

В целях успешного компетентностного подхода нужно использовать изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами, что не приведет к диссонансу в системе образованию и не отразится негативно на учащихся. Следует отметить, что связи и отношения между предметами определяются, прежде всего, содержанием целей общего образования и целей учебных дисциплин. Под целями мы ставим ожидаемые результаты, а результат один – научить учащихся трезво оценивать происходящую ситуацию и искать пути ее решения.

Такой подход к постановке образовательных целей достаточно продуктивен, особенно по сравнению с распространённой практикой отождествления педагогических целей и педагогических задач, когда цели формулируются в терминах, описывающих действия учителя.

   «Компетентностный подход» как понятие распространилось довольно недавно в связи с обсуждением вопроса проблем и пути их решения в сфере образования и науки.-7

Любая компетентностно-ориентированная технология направлена на формирование у ребёнка способности регулировать свои действия и умения рефлектировать, что, в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: компетентностный подход, положенный в основу стратегии модер­низации отечественного образования, следует рассматривать как один из наиболее оптимальных ответов системы образования на те требования, кото­рые предъявляет к нему современное общество, реализация в практике образования компетентностного подхода требует глубокого и всестороннего научного изучения всех аспектов данного явления. Компетентностный подход соответствует социальным ожиданиям в сфере образования, поэтому перед школой и в частности преподавателями стоит задача дать ученикам знание, навыки, а главное понимание жизни в социуме, которое у них накопилось с их жизненным опытом.

   «Компетентностный подход» как понятие распространилось довольно недавно в связи с обсуждением вопроса проблем и пути их решения в сфере образования и науки.-8