В Екатеринбурге идут регулярные сезонные разборки между производителями противогололёдных смесей. Поставщики давят на администрацию города заманчивыми предложениями и грозят исками. МКУ «Городское благоустройство» провело конкурс на закупку противогололедных материалов в зимний период 2019-2020 годов, но он тут же был опротестован. Город уже законтрактовался на 2,9 тыс. тонн реагента «Бионорд» у Уральского завода противогололедных материалов. Цена — 51 млн рублей. Конкурс ещё на 3,7 тыс. тонн и 65 млн рублей приостановлен по требованию ФАС. На проведение конкурса пришла жалоба от конкурентов. Жалобу рассмотрят 3 октября и скорее всего не удовлетворят, как было в прошлые годы.
Каждый год поставщики противолёдных смесей состязаются в обвинении друг друга в нанесении большего вреда здоровью людей, животных и окружающей среды. Корень этого спора лежит в экономии. Городские власти по всей России задавлены бюджетными ограничениями и предпочитают посыпать какой-нибудь дрянью улицы, чем исправно эти улицы убирать.
Реагент «Бионорд» привязался к Екатеринбургу по простой причине. В отличие от многих конкурентов, он является разработкой уральского предприятия. И подается как менее вредная альтернатива солям.
Интернет заполнен рекламными отчётами о том, как «Бионорд» «всего лишь» сушит кожу на лапах собак, в отличие от соли. Такое позиционирование как «безопасной смеси» позволяет производителю «Бионорда» накручивать цену. Он примерно в 25 раз (!) дороже конкурентов: 17 тысяч рублей с копейками за тонну.
Собственно, цена реагента и близость производителя к покупателю (чиновникам) являются той самой гремучей смесью, перед которой невозможно устоять. Чиновникам, разумеется.
Мы не собираемся делать выбор в пользу того или иного сорта дряни, которыми посыпают улицы Екатеринбурга, а только изучили опыт использования смеси в разных городах. Штука в том, что это средство для борьбы с гололёдом при очень низких температурах (ниже тридцати, что не редкость) само превращается в лёд и усугубляет обстановку на дорогах. Чтобы исправить эту проблему, приходится докупать мелкий щебень, весьма не дешевый. Вот и получается, что вместо экономии (на рабочих руках) чиновники к радости своей возвращают знакомый формат бюджетных трат: дорого-богато, есть что попилить.
Заявления производителей и чиновников о том, что в составе «Бионорда» нет соли, разъедающей обувь и колёса автомобилей, учёные опровергли. Учёные УГЛТУ исследовали химический состав грязи с улиц Екатеринбурга и те обнаружили в пробах семь процентов соли. «Бионорд» по сути представляет собой смесь солей и шлаковых продуктов: каменной соли, мраморной крошки и добавки формиат натрия.
Формиат натрия относится к веществам класса опасности 3: вызывает раздражение верхних дыхательных путей и слизистых оболочек. Производитель «Бионорда» Уральский завод противогололёдных материалов был создан с целью переработки в ПГМ вредных отходов с полигонов соликамских магниевых заводов.Типа технологическая адаптация, опять-таки втридорога для бюджета и не слишком полезно для окружающей среды. Да, менее вредно, чем непосредственно соли, но в чём существенная разница-то?
Особенно с учётом осознания того, что под ноги жителей Екатеринбурга сыпят промышленный шлак. Следы этого шлака каждую весну можно увидеть вдоль дорог, что и фиксируют требовательные горожане.
Между тем, в ряде российских регионов следят за появлением современных методов борьбы с гололедицей. Таким методом является, например, использование не сыпучих солей или реагентов, а соляных растворов. Для применения такого раствора необходимо подготовиться заранее: например, обновить парк спецтехники. Для соблюдения норм расхода препаратов машина должна быть оснащена специальными дозаторами.
В Ленинградской области для этого ещё летом закупили 12 комбинированных КАМАЗов с установками для распределения раствора реагента. Конструкция шасси такого КАМАЗа в дальнейшем позволяет его использовать в течение всего года.
Зимой 2019 года дорожные службы Ленинградской области тестировали солевой раствор на областных трассах с интенсивным движением во Всеволожском, Гатчинском и южной части Выборгского района. В условиях снегопада раствор быстро растворяет выпавший снег, не давая тому покрыться ледяной коркой. Улучшая сцепление шин с дорогой, влажная соль способствует повышению безопасности движения транспорта. Благодаря использованию малого количества реагента, жидкий раствор является более безопасным для окружающей среды, чем песко-соляная смесь. И где малое количество реагента — там и дешевизна.
По технологии жидкие реагенты надо использовать только до снегопада: ими обрабатывается дорога, чтобы снег не прилипал к асфальту. Сыпучие препараты используются, когда снег идёт или уже выпал. Коммунальщики часто не следят за технологией.