Благоустройство усадьбы в XIX веке
Ю. Р. Савельев
"...Для реконструкции и благоустройства в конце XIX - начале ХХ века своей знаменитой подмосковной усадьбы ее последний владелец граф Сергей Дмитриевич Шереметев пригласил только что окончившего Петербургское строительное училище гражданского инженера Николая Владимировича Султанова.
Сам Султанов так описал сделанное им здесь.
«В селе Кускове (...) подъемный мост; фонтан и орошение всего сада (паровой водоподъем); две дачи со службами; большое металлическое здание тропической оранжереи; танцевальный зал в парке».
В разделе этого же перечня, озаглавленном «Реставрация древних памятников», были названы «разные здания XVIII века в имении графа Шереметева, селе Кускове, (...) как-то: Дворец, Итальянский дом и Голландский дом» . , сооруженных еще в XVIII столетии, а также благоустройством парка и возведением в нем по желанию графа небольших новых сооружений.
Итак,в 1878 году архитектор обратился в Московскую контору графа С. Д. Шереметева:
«Имею честь покорнейше просить контору Его Сиятельства приступить в возможно скором времени, если она найдет возможным, в главном доме села Кускова к засыпке опилками паркета, обшивке стен с лепною работою досками и устройству лесов в тех комнатах, где имеется плафонная живопись, ибо в противном случае я не отвечаю за окончание штукатурных работ, согласно желанию Его Сиятельства,летом текущего года.
Архитектор Султанов. 19 мая 1878 года» .
Отсюда можно заключить, что Николай Владимирович приступил к капитальному ремонту дворца, на что не жалел ни сил, ни времени - в летние месяцы он почти не покидал усадьбу.
«Я живу постоянно в Кускове, но почта туда не ходит, а потому благоволите пересылать мне пакеты по-прежнему через контору», - писал он в 1879 году В. И.Бутовскому .
Тогда же, по-видимому, выполнялись копии с фрагментов плафонной живописи и рельефов. Об этом говорится в письме архитектора к графу: «С Вашего разрешения позволяю себе поднести Вам рисунок каймы плафона в главной зале в Кускове. (...) Очень счастлив, что мое подношение «из области прошлого» было Вам приятно» .
В смете 1879 года названа штукатурка потолков, наружных стен, перетяжка карнизов на лестницах и в официантском коридоре, окраска ваз в главном вестибюле «под мрамор с бронзировкою лепной работы», исправление лепной работы на вазах и паркета, восстановление «недостающих частей из алебастра с росписью под старый рисунок» в 25 старинных печах, «очистка и покрытие лаком дубовых и парадных дверей», исправление панелей и откосов окон, замена во всем дворце оконных и дверных стекол, окраска и перетяжка стен серпянкой, окраска дверей, включая антресольный этаж, а также фасада главного дома, изготовление лепных вензелей на обоих фронтонах . Упоминание лепных вензелей на фронтонах особенно интересно: вероятно, их автором был сам Н. В. Султанов.
Осенью того же года архитектор проводил обмеры интерьера и скульптурных панелей театра. Именно к этому времени можно отнести обмеры скульптурных барельефов, подписанных зодчим и датированных июлем-августом.
В октябре Николай Владимирович снова обращается в Московскую контору графа:
«Честь имею довести до сведения, (...) что обмер внутренних частей и украшений в театре села Кускова уже произведен и что в настоящее время препятствий к его сломке с моей стороны не имеется. Архитектор Султанов. 11 октября 1879 года» .
Работы во дворце продолжались.
В 1885 году, например, упоминается «отделка фасада главного дома» . Тогда же зодчий писал владельцу усадьбы: «Я не знаю, (...) в какой цвет красить Кусковский дом. (...) Позволю себе просить Ваше Сиятельство поручить А. А. Вощинину выслать мне планы (...) дома, которые, сколько мне помнится, имеются в Московской конторе: они мне необходимы для составления смет. (...) В Кускове все кончено за исключением клеевой окраски, которая ожидает Вашего решения, а потому благоволите, Ваше Сиятельство, выбрать тон,когда пожалуете в Кусково» .
Особенностью многих архитектурных ансамблей XVIII века являлась их обращенность на водоемы, наличие фонтанов.
Кусково в этом смысле не исключение, потому гидротехнические и сопутствующие им работы составляли значительную часть выполненного здесь Н.В. Султановым.
Он построил крытую деревянную пристань, два подъемных моста. «Что касается до работ, то они идут довольно успешно: например, окончена пристань; (...) подъемный механизм на мост доставлен из Петербурга и в настоящее время ставится на место» .
В 1888 году упоминается «устройство водопровода с паровой водокачкой для орошения сада», говорится о том, что «паровой насос действует хорошо; фонтан вышел очень красив и бьет высоко»...»