Найти тему
AYW

Тренировки и усталость.

«Я совсем не устал(а)» - слышу я периодически после занятия. Мне кажется, мерять тренировку по йоге критерием «устал/не устал» совсем не корректно.

Вообще нет такой задачи - устать, или иными словами - физически вымотаться, что обычно эквивалентно в уме эффективности проделанной работы.

В хатха-йоге первичен, на мой взгляд, коэффициент энергетической плотности. Часто бывает, что вроде бы тело-то и не устало вовсе, и драйв есть ещё спортивный, но эта самая плотность настолько «утрамбована» в структуре, что уже «из ушей лезет» и «пихать» еще - бессмысленно. Если продолжать лить в стакан воду, а стакан-то уже полон, то ничего, кроме водяного хаоса на близлежащей территории уже не добиться. Стакан, как объем, будет полон в определенный момент и полнее не станет.

Есть еще несколько моментов, которые практикующий под руководством тренера и никак не устающий адепт, должен знать:

Во-первых, тренер может буквально «вывозить» подопечного на себе. То есть в его присутствии будут получаться сложные вещи, без него - нет. Буквально так. Это сугубо энергетический феномен, но его реальность нельзя отрицать.

Во-вторых, адепт качественно сачкует. И просто-напросто изображает формы телом, без детальной проработки и залезания «внутрь». Особенно интересно слышать о “простоте” урока, когда сам устаешь - будучи на порядок тренированнее.

В-третьих (и в самых главных) йога - это много больше, чем красивая физкультура, хотя нельзя эту самую физкультуру игнорировать в угоду сомнительным околодуховным экспериментам (что тоже частенько можно наблюдать) или же превращать ее в примитивный фитнес (другая сторона медали, тоже очень живучая).

Человеку свойственно подходить к своему телу достаточно прямолинейно: если упражнения физические (а хатха-йога - это физические упражнения, требующие особого «наполнения»), то и ожидать нужно, в первую очередь, физических эффектов от практики: устать, похудеть, нарастить мышцы в желательных местах и так далее. Меж тем, йога все же не для этого изначально существует.

Самый простой способ «остановить ум» (одно из целеполаганий йоги) - это загрузить тело так, чтобы мозг бросил весь свой «шумный», суетный ресурс на удержание тела в определённом положении. Однако в большинстве случаев это самое удержание производится с рядом ошибок, что впоследствии, возможно, через годы - даст свои неутешительные плоды.

Поэтому, первое, о чем нужно помнить, желая познать самадхи в чатуранге - это насколько верно в данный момент работает тело. Действительно ли оно честно выполняет асану? Насколько оно к ней готово?

В древних текстах упоминается, что асана - это «удобное положение», и подозреваю, что это положение - в котором комфортно физической системе и в котором остается ресурс на контроль внимания, наблюдение за происходящим и медитацию, а не на судорожные попытки «выжить в бою».

И еще один, весьма важный нюанс: если тренировка построена грамотно, с учетом вовремя предложенных компенсаций, с контролем дыхания, то, скорее всего, какой бы физически тяжелой она ни была - результатом будет легкость, а не усталость.

Поэтому:

Не стоит ожидать от йоги обязательных тремора в мышцах и физической вымотанности: за этими результатами можно смело направить свои стопы в тренажёрный зал. Они (признаки усталости) могут иметь место, а могут - не иметь, но никак не являются непременными условиями успешной практики.

2. Не стоит ожидать от йоги также и «нежностей». Все-таки наши тренировки нередко напоминают тренировки спецназа.

Секрет в том, что гимнастика йогов - это, может, и изысканная гимнастика, однако на физических упражнениях все только начинается. А что там дальше - это лишь на личном опыте испытуемо каждым в отдельности.

Ибо процесс познания себя через практику может быть бесконечен. Процесс познания всего: и возможностей тела, и состояний души, и борьбы ума с покоем и равновесием. Ум инертен и желает возвращения к привычным условиям, что и вызывает порой внутренний конфликт, о чем пойдет речь в следующих сериях.