Найти в Дзене
Светлана Хучуа

Реакция на разоблачающие или обесценивающие замечания.

 «Ад -это другие», - говорил Сартр, вероятно, имея в виду, что с одной стороны, мы абсолютно зависимы от других людей и их отношения к нам, а с другой - они никогда с нами не совпадают, а потому никогда не могут во всем быть с нами солидарны.  При этом, при возникающих разногласиях, именно себя мы склонны считать правыми, а других - заблуждающимися. Мало кто из людей доволен своим материальным положением, зато редко найдёшь того, кто недоволен своим умом, - так, кажется, звучит старая еврейская мудрость. А потому никто из нас не любит критических замечаний: обычно, мы воспринимаем их как атаку,  от которой надо защититься или  как-то отразить.  Однако, когда ты  считаешь себя человеком с хорошо проработанным нарциссизмом, то это по-своему любопытно - поймать себя  (или тех, кого тоже считаешь людьми, свободными от инфантильных стратегий) на острой болезненной реакции.  Что может быть источником неприятного переживания? Мне указывают на мое несовершенство, в то время как мне по-детски х

 «Ад -это другие», - говорил Сартр, вероятно, имея в виду, что с одной стороны, мы абсолютно зависимы от других людей и их отношения к нам, а с другой - они никогда с нами не совпадают, а потому никогда не могут во всем быть с нами солидарны. 

При этом, при возникающих разногласиях, именно себя мы склонны считать правыми, а других - заблуждающимися. Мало кто из людей доволен своим материальным положением, зато редко найдёшь того, кто недоволен своим умом, - так, кажется, звучит старая еврейская мудрость. А потому никто из нас не любит критических замечаний: обычно, мы воспринимаем их как атаку,  от которой надо защититься или  как-то отразить.

 Однако, когда ты  считаешь себя человеком с хорошо проработанным нарциссизмом, то это по-своему любопытно - поймать себя  (или тех, кого тоже считаешь людьми, свободными от инфантильных стратегий) на острой болезненной реакции.

 Что может быть источником неприятного переживания?

Мне указывают на мое несовершенство, в то время как мне по-детски хочется, чтобы все признавали меня идеальным? И тогда мне стыдно, и я злюсь.

Меня используют как объект? Другой не обращён к моей субъективности, говорит, якобы, справедливые вещи, но им движет не столько устремление и приглашение к истине, сколько желание самоутвердиться за мой счёт? Тогда возникает обида и отвержение.

Или же другой, действительно, заинтересован во мне и им движет стремление показать мне правду?

 Можно, остановившись, попытаться понять (иногда даже можно совместно с другим это делать!), откуда тот говорит и к кому во мне он обращается.

Исследовать более тщательно свою реакцию - почему у меня возникает именно это чувство, насколько оно продуктивно, является ли оно автоматическим-чисто-человеческим (из моего раздутого, как у всех людей, нарциссического эго) - и тогда его можно с улыбкой просто откинуть; или оно говорит что-то более важное, более существенное - обо мне и о моих отношениях с миром, может мне приоткрыть нечто, о чем я раньше не задумывался.

Тогда, несмотря на свою болезненность, чувство может быть полезным, способствовать моему личностному росту и, в конечном итоге, приносить радость и удовольствие самоосознания.