"Твой навеки". Что связывало Гойю с другом детства?

2,7K прочитали

Франсиско Гойя — крупнейший испанский график и живописец рубежа 18-19 веков. Он был первым художником короля — и мастером обличать власть имущих.

Автопортрет в очках", 1801, Франция, Кастр, Музей Гойи
Автопортрет в очках", 1801, Франция, Кастр, Музей Гойи

Его письма — образец речи хорошего политика (а приходится быть хорошим политиком, когда ты придворный художник!).

"Учитывая исключительное уважение к Вам со стороны руководства Академии и великолепное понимание живописи Вашим Сиятельством <...> <...> Да сохранит вас Господь, Ваше Сиятельство, многие годы. Руку Вашего Сиятельства целует самый преданный Ваш слуга" — так Гойя 4 января 1793 обращался к Бернардо де Ириате, директору Королевской Академии Сан Фернандо.
Автопортрет, 1815, Мадрид, Академия изящных искусств Сан Фернандо
Автопортрет, 1815, Мадрид, Академия изящных искусств Сан Фернандо

Но совсем иначе Гойя раскрывается в письмах своему ближайшему другу Мартину Сапатеру. Они подружились в подростковые годы — хулиган Франсиско и тихоня Мартин. Первому было 13, второму 12. Так и дружили до самой смерти Мартина. Последние 25 лет Франсиско Гойя прожил, не имея столь близкого друга.

Мартин Сапатер, 1790, Пуэрто-Рико, Музей де Арте-де-Понсе
Мартин Сапатер, 1790, Пуэрто-Рико, Музей де Арте-де-Понсе

На портрете 1790 года Мартин пишет письмо своему другу. Ведь с тех пор, как Франсиско перебрался из Сарагосы в Мадрид, дружили они в основном по переписке. Финансист, чиновник, казначей Королевского общества друзей страны Мартин Сапатер — и первый художник короля Франсиско Гойя.

Письмо Гойи Сапатеру, 1783, Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано
Письмо Гойи Сапатеру, 1783, Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано

Из писем Мартину мы узнаём, к примеру, что друзья ласково называли Франсиско Пако или ещё ласковее Пакорро:

Иди ты к чёрту, что молчишь так долго, не собираюсь соблюдать с тобой этикет, если я не писал тебе, на то были причины, умерла моя девочка, а я был болен, в любом случае от тебя не было ответа с тех пор, как я послал тебе ленты. Сейчас кончаю картину, надеюсь, получив за неё, расплачусь с тобой. Богу угодно, чтобы мы повидались; с почтой, что привез Мигелито, получил приветы от тебя. Нет ничего нового, чтобы написать тебе. Твой настоящий друг Пакорро (Между 28 мая и 30 июля 1785)
Автопортрет Гойи в письме Мартину Сапатеру от 2 августа 1794 года
Автопортрет Гойи в письме Мартину Сапатеру от 2 августа 1794 года

Благодаря переписке с Мартином, мы узнаём, что Гойя баловался рифмоплётством:

Другу пары строчек
Не черкнул ни разу —
Уж прости, дружочек,
Старого заразу!
Мне бы, чертомазу,
Выйти, оглянуться.
Сто заказов сразу —
Где уж разогнуться!
Всё в работе лето —
Почитай, пропало!
Ан, его и нету,
И похолодало.
Дьявольская стужа,
Чтоб мне провалиться!
(Выражусь похуже,
Если так продлится!)
Сгорбился от груза,
Изнемог — хоть бросьте!
Оттого и муза
Не заходит в гости.
Я в любом вопросе
Тот же, а точнее:
Чуточку курносей,
Чуточку старее.
Написать решился
И собрался с силой,
Но уж притомился —
Бог с тобою, милый!
Словом, мой бесценный,
Чтоб сказать короче —
С дружбой неизменной
т. д. и прочее.
Как всегда, в халате,
Как всегда, без фрака,
Кстати и некстати.
Твой навеки, Пако
19 ноября 1788 (Перевод Наталии Ванханен)
Автопортрет в мастерской, 1790-1795, Мадрид, Академия Сан Фернандо
Автопортрет в мастерской, 1790-1795, Мадрид, Академия Сан Фернандо
Возлюбленный души моей, те 12, 13 или 15 эскудо, которые я тебе должен, поскольку их взяла у тебя моя сестра, чтобы оплатить аренду дома, я так и не отдал Пирану, сам не знаю почему.
Не знаю, почему не пишем мы друг другу; не знаю, ты ли в этом виноват или я; не знаю, ты ли, что не развлекаешься, или я; не знаю, ты ли, что так устаешь от своих дел, или я; не знаю, почему живём мы так далеко друг от друга, не знаю, ты ли, что чешешь свои … .
Не знаю, ты ли плут, что никогда не женишься, или я, что так тебя люблю. Твой Пако (Между 10 января и 6 апреля 1789 года)
Портрет Мартина Сапатера, 1797, Бильбао, Музей изящных искусств
Портрет Мартина Сапатера, 1797, Бильбао, Музей изящных искусств

Мартин действительно никогда не женился, а вот Франсиско пользовался у женщин популярностью. Некоторые строки в письмах позволяют думать о том, что этих двоих связывало нечто большее, чем просто дружба. Но говорить с уверенностью, не имея перед глазами писем Мартина, нельзя. А Гойя их для нас не сохранил. Тем не менее, некоторые биографы активно разрабатывают тему гомосексуальной любви. (Напишите в комментариях, что думаете вы.)

Портрет Хосефы Байеу де Гойя, жены художника, 1814, Мадрид, Прадо
Портрет Хосефы Байеу де Гойя, жены художника, 1814, Мадрид, Прадо
Друг мой душевный, я уже на ногах, но такой слабый, что, право, не знаю, как ещё держится на плечах моя голова. Не хочу ни есть, ни пить, вообще ничего не хочу. Только твои письма, одни они да ты радуете меня. Не знаю, что со мной происходит. Бедный я, бедный, потерял тебя, потерял.
Тот, кто обожает тебя и остаётся с надеждой, что твои глаза встретятся с этими каракулями, чем я и утешаюсь. С бесконечной любовью (Ноябрь–декабрь 1790)

Что бы ни связывало Гойю с Сапатером, стоит сказать Мартину спасибо за возможность увидеть его друга "в халате" и "без фрака".

Читайте также:

  • Женщины Эдгара Дега в Национальной галерее Лондона
  • Сокровища русских музеев: Роден в Пушкинском
  • Пять историй о Диего Веласкесе – художнике, который таковым себя не считал

Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!

P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!