Найти тему

Где побили камнями Хамзу. Сакральные места Узбекистана, очерк тринадцатый. Священные озера Шахимардана

Шахимардан. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"
Шахимардан. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

«Фергана» продолжает публикацию исторических очерков Андрея Кудряшова, посвященных культовым местам Узбекистана и ритуалам зиёрата. Сегодня мы рассказываем о том, как в Ферганской долине появился зять Пророка и где забросали камнями поэта Хамзу Ниязи.

Хадж к озеру

Озеро Курбан-куль, или Голубое озеро — одна из природно-исторических и религиозных святынь Ферганской долины, место массового паломничества верующих мусульман, а также туристов и просто любителей отдыха на природе. Во времена СССР озеро имело статус государственного курорта и как культовый и туристический объект переживало лучшие времена. Именно тогда среди местных жителей возникла легенда, что семикратное посещение озера Курбан-куль может заменить хадж — обязательное для всех мусульман паломничество в Мекку. После обретения Узбекистаном государственного суверенитета озеро оказалось отделено от республики территорией соседнего независимого Кыргызстана. Сегодня поселок Шахимардан — анклав Узбекистана на территории сопредельного государства — экономически и социально умирает, а святыня теряет свою значимость для нового поколения.

Озеро Курбан-куль
Озеро Курбан-куль
Паломник на озере Курбан-куль
Паломник на озере Курбан-куль
Лодочник на озере Курбан-куль
Лодочник на озере Курбан-куль
На озере Курбан-куль
На озере Курбан-куль
На озере Курбан-куль
На озере Курбан-куль
Канатная дорога над озером
Канатная дорога над озером

Вероятно, что инстинктивные культы почитания обособленных, сильных точек ландшафта — причудливых скал и камней, ущелий и перевалов, родников, рек и озер, водопадов и гротов, отдельно стоящих деревьев, были наиболее ранней формой религии или даже самим фундаментом первобытной религиозности. Поскольку власть места над человеком, способность особых структур пространства изменять состояния человеческого сознания — это одно из чудес мира, с которым каждый обязательно сталкивается в своей жизни.

Естественная плотина озера Курбан-куль — это мертвое тело каменного оползня, после катастрофического землетрясения похоронившего под собой целый поселок. В каменной чаше из валунов кварца и мрамора поверхность воды выглядит бирюзовой — так преломляет свет нерастворимая взвесь известняковых пород. Черные скалы вокруг блестят закаленной сталью. Следующий за Курбан-кулем водоем — Куль-Куббан, или Зеленое озеро. Как ни удивительно, но в его холодных глубинах, питаемых родниками, прямо на дне образовался сплошной ковер из водорослей — и именно они дают озеру загадочную окраску.

Большое озеро Курбан-куль наполняется только в начале лета от таяния ледников. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"
Большое озеро Курбан-куль наполняется только в начале лета от таяния ледников. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

В окрестностях Курбан-куля можно увидеть ландшафты, очень напоминающие пейзажи швейцарских Альп, Алтая, Скалистых гор или Гималаев.

Путешествуя по дальним странам, уроженец здешних мест может вдруг поразиться сходству какого-нибудь отдаленного уголка мира с узкой тропой среди скал, знакомой ему с детства. В таких местах пространство как будто имеет власть и над временем. И эта странная особенность здешних мест влияет на формирование народных культов, позволяя устной традиции в обход географической достоверности и исторической хронологии переносить из одних мест в другие повествования о легендарных персонажах и связанных с ними удивительных событиях.

Святыня требует пропуска

Окрестности Шахимардана овеяны ароматом средневекового предания о посещении Ферганской долины праведным халифом Али ибн Абу Талибом, зятем пророка Мухаммада. И хотя в истории ислама об этом нет никаких упоминаний, но в Центральной Азии почти в каждом регионе имеется кадамжой, или кадамгох — место следа Хазрата Али. Как правило, оно связано легендой с каким-нибудь живописным уголком или необычным природным явлением.авзолей Хазрата Али в Шахимардане

Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане
Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане
Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане
Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане
Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане
Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане
Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане
Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане
Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане
Мавзолей Хазрата Али в Шахимардане

Название поселка Шахимардан происходит от одного из эпитетов праведного халифа — Повелитель людей. В средние века здесь существовал мавзолей Хазрата Али. Однако он был полностью разрушен катастрофическими землетрясениями 1822 и 1899 годов. В конце XIX века мавзолей был восстановлен на средства мецената Шокирхона Мирзахидбаева, но во времена СССР его снова разрушили — на этот раз воспитанные советской властью атеисты. Сам поселок переименовали в Хамзаабад, поскольку в его окрестностях в 1929 году забросали камнями поэта и просветителя Хамзу Хаким-заде Ниязи, который уговорил 23 местных женщин сбросить паранджу. Название поселка и мавзолей-кадамжой Хазрата Али были восстановлены после 1991 года после обретения Узбекистаном государственного суверенитета. При этом народный культ к тому времени почти полностью переместился на озеро Курбан-куль.

Вершины Алайского хребта, окружающие Шахимардан и озеро Курбан-куль
Вершины Алайского хребта, окружающие Шахимардан и озеро Курбан-куль
Вершины Алайского хребта, окружающие Шахимардан и озеро Курбан-куль
Вершины Алайского хребта, окружающие Шахимардан и озеро Курбан-куль
Жители Шахимардана
Жители Шахимардана
-17
Жители Шахимардана
Жители Шахимардана
В поселке Ердан
В поселке Ердан
В поселке Ердан
В поселке Ердан
В поселке Ердан
В поселке Ердан

Впрочем, вскоре и это место стало труднодоступным для массового паломничества. В 1998 году по руслу реки Шахимардансай прошел гляциальный селевой поток, вызвавший катастрофические разрушения и человеческие жертвы. Большинство курортов и санаториев времен СССР были разрушены, а дороги размыты. Район на несколько лет стал труднодоступным для посещения. В 1999 году вооруженные боевики террористической организации Исламское движение Узбекистана (запрещено в РФ) предприняли попытку прорваться через сопредельные территории Таджикистана и Кыргызстана в Ферганскую долину. После этого власти Узбекистана заминировали горные участки границ, в том числе и вокруг Шахимардана, и ограничили доступ на территорию анклавов. Со стороны Кыргызстана также был введен пропускной режим: по разовым пропускам могли пройти жители Ферганской области, остальные граждане Узбекистана должны были получать визы.

Культовый комплекс Хазрат Али в Кадамжайском районе Кыргызсстана на пути из Ферганы в Шахимардан. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"
Культовый комплекс Хазрат Али в Кадамжайском районе Кыргызсстана на пути из Ферганы в Шахимардан. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

В 2004 году депутаты парламента Кыргызстана рекомендовали правительству страны обратиться к Узбекистану с территориальными претензиями по анклаву Шахимардан. Весной 2007 года правительства Узбекистана и Кыргызстана для поддержания регионального туризма ратифицировали соглашение, разрешающее гражданам обеих стран безвизовые поездки в анклав на срок до двух месяцев. С тех пор ситуация на границе анклавов в Ферганской долине неоднократно менялась. Тем не менее, несмотря на сложности, отдельные паломники из Узбекистана и Кыргызстана по-прежнему посещают озеро Курбан-куль, называя его священным.

Фото Андрея Кудряшова / «Фергана»

Андрей Кудряшов

https://fergana.agency/photos/111173/