(Ngo si seoi, 1998, Гонконг)
Когда карьера одних любимчиков советских видеосалонов к середине 90-х либо уже трещала по швам (Шварценеггер, Сталлоне), либо и вовсе погружалась на дно (Ван Дамм, Чак Норрис), кое-кому всё же удавалось держаться на плаву (Брюс Уиллис, Мэл Гибсон). Одним из таких живчиков был трудоголик Джеки Чан, продолжавший клепать свои трюковые боевики по несколько штук в год. При том, что характерно, это были по-прежнему яркие и разнообразные боевики, хотя, работая со скоростью швейной машинки, Чан мог бы легко скатиться в творческий маразм.
Куда он, увы, однажды и скатился, но в 1998-м, когда на экраны вышел "Кто я?", Джеки оставалось ещё далеко до того прискорбного дня. И он по-прежнему выстреливал своими экшен-идеями буквально во все стороны света, а не только в границах родимого Гонконга.
"Кто я?" - наглядный пример вышесказанному.
Несмотря на то, что формально картина произведена в Гонконге, первая её половина была снята в ЮАР, а вторая в Роттердаме. Её сюжет тоже не имеет никакого отношения к Азии. Лишь несколько героев, включая главного по имени Джеки Чан (Джеки Чан), являются азиатами, хотя, если бы не их лица, с тем же успехом они могли быть кем угодно. Всё равно, как и в эпопее о Джейсоне Борне, всё здесь крутится вокруг цэрэушного заговора. О котором спецназовец Чан, участвовавший в нём в качестве пешки, ни черта не помнит, потому что...
...Потому что он выпал из вертолёта и заработал амнезию после жёсткого контакта с матушкой-землей. И это ему ещё повезло, так как остальные его соратники разбились насмерть в том же вертолете. Естественно, неспроста. Таким вот незамысловатым образом их продажное командование сэкономило на пулях и устранило отныне ненужных исполнителей и свидетелей.
Свидетелей чего? Тут сюжет разрешает себе немного поиграть с фантастикой. Оказывается, незадолго до этого на Африку упал метеорит из неизвестного иноземного вещества, чей кусочек, будучи засунутым в электростанцию, смог бы питать энергией пол-Африки... ну или как-то так, не суть важно. И, разумеется, заграбастать эту супер-пупер-батарейку захотели все, кому ни лень, пускай возюкаться с ней было столь же рискованно, как жонглировать бутылками с нитроглицерином.
Но вернемся к нашему ушибленному оземь спецназовцу.
Ему повезло не только выжить, но и угодить в руки дикарям - тоже на лицо ужасным, но добрым внутри. Они поставили Джеки на ноги, изрисовали его с ног до головы боевой раскраской, даль в руки копьё, сплясали ему на дорожку грустный прощальный танец и, едва сдерживая смех, отправили в таком клоунском виде назад в цивилизацию. Куда он мог попасть либо через полгода пешком, либо через пару дней, поймав попутку. И пусть Чан был всё ещё не в ладах со своей головой, он выбрал-таки более практичный, второй вариант. Благо, в тех краях как раз проходило ралли и попутки ловились гораздо чаще, чем обычно.
Удивительно, как разрисованного известью и краской китайца сразу же не отправили в психушку, но как-то вот ему повезло. Зато в цивилизации его память начала вскоре восстанавливаться. И не без помощи нашедших его врагов, ведь чем чаще они стучали Джеки по башке, тем быстрее в ней упорядочивались мысли.
***
В общем, пожалуй, один из лучших джеки-чанских боевиков 90-х. Довольно нетипичный из-за отсутствия в нём привычной гонконгской экзотики, однако по-прежнему узнаваемый своим холерическим темпераментом, гипертрофированным каскадёрством и виртуозной рукопашной хореографией.
Да, не классика жанра, но всё равно, очень и очень близко.