Обучение - это не просто способность или способность приобретать знания, водить машину или умение играть в спортивные игры, но и способность использовать накопившийся опыт для эффективной адаптации к окружающему нас миру.
Благодаря человеческой способности к обучению, есть возможность исправлять свое поведение, формировать некоторые неэффективные модели поведения, приобретать социальные навыки, лучше справляться с дискомфортом и многое другое.
Разумеется, видно, что эта тема очень полезна, поэтому цель данной статьи состоит в кратком изложении основных понятий в наиболее понятной формулировке. Надеюсь, вы найдете среди этих понятий полезные для себя!
Что такое обучение?
Исходя из того, что наиболее важным подарком, который нам дарит природа, является способность к адаптации, способность к освоению новых форм поведения, позволяющих нам противостоять постоянно меняющимся жизненным обстоятельствам, обучение тогда будет определяться, как относительно постоянное изменение в нашем поведении, вызванное приобретенным опытом.
Условный рефлекс.
Обучение - это, прежде всего, источник надежды на будущее. То, чему мы можем научиться сейчас, нам может понадобиться позже. Например, когда мы будем в роли родителей, друзей, учителей.
Наши условия, в данный момент времени, могут быть совмещены с другим обучением, которое позволяет нам приобрести новые стратегии, лучше справляться с дискомфортом или реабилитировать себя.
Разумеется, существует факт, что нам сейчас не повезло в чем-то. Человек мог быть застенчивым или бороться за свою любовь - это не обязательно должно продолжаться вечно.
Таким образом, обучение является гарантией более сбалансированного будущего, потому что мы, люди, обладаем большими возможностями для изменения нашего поведения с помощью этого оригинального инструмента.
Единственное, чему мы можем доверять, что каждый день, как первый день нашей жизни, и что мы готовы продолжать обучение с целью совершенствования себя.
Зная об этом заранее, мы можем перейти к обзору наиболее актуальных теорий по этому вопросу и понять его с более близкой точки зрения, без всяких формальностей, с примерами, которые случаются со всеми нами. Поехали!
Предположим, вы ждете своего момента в длинной очереди перед одной из касс супермаркета (да, именно тот самый супермаркет о котором вы подумали на данный момент).
Сейчас середина зимы, температура снаружи очень низкая. Каждый раз, когда открывается автоматическая входная дверь, порыв холодного воздуха попадает внутрь помещения и попадает в лицо.
Когда это происходит, вы, конечно, дрожите и сжимаетесь. Теперь предположим, что непосредственно перед тем, как дверь откроется, вы услышите приглушенный звук механизма, который заставляет ее работать.
Сначала вы можете не знать об этом, но после того, как воздух ударит вас по лицу несколько раз, вы начнете дрожать и сжиматься, когда услышите механизм, прежде чем дверь откроется и подует ветер.
Иван Павлов (1849-1936), лауреат Нобелевской премии по медицине, в одном из своих экспериментов доказал, что если нейтральный стимул, такой как питание, связан с условным стимулом, таким как колокольчик, животное в конце концов будет выделять слюну, когда оно услышит звук колокола, даже если нет еды в поле зрения.
Ожидание страха.
Теперь предположим, вы на данный момент в метро. Внезапно погас свет, и поезд застрял в туннеле между двумя станциями. Никто не может выбраться, разумеется.
Ситуация длится достаточно долго, начинает формироваться чувство боли (тремор, сердцебиение, озноб, удушье, ощущения и сильный страх). Метро снова в движении, и вы выходите в ужасе на следующей станции, которая не ваша.
С тех пор, каждый раз, спускаясь по лестнице в метро, вы уже испытываете неприятное чувство тревоги, если вы избегаете посещения метро, у вас может развиться фобия от этого.
Довольно известным примером является пример маленького Альберта (в 1924 году). Исследование, к сожалению, с катастрофическими и драматическими последствиями. Это исследование показало, как инициируются определенные специфические страхи, сформировавшиеся фобии.
Объектом исследования был мальчик Альберт, которому на тот момент было одиннадцать месяцев, который, как и большинство детей, боялся шума, но не крыс. Затем ученые показали ему белую крысу, и когда бедняга протянул руку, чтобы прикоснуться к ней, они ударили молотком о стальной брусок за его маленькой головой.
Через пять дней было выявлено, что мальчик сохранил свою условную реакцию, потому что он отреагировал испугом, когда ему показали шубу, кролика и даже ненатуральную шубу! Любопытно, что он не проявлял такой реакции на игрушки, чучела животных и тому подобное.
Как и сохранение рефлекса, для выживания очень важна и стимуляция. Незначительно отличающиеся друг от друга стимулы влекут за собой очень разные последствия, и это позволяет адаптироваться.
Наше сердце может испугаться неожиданного звука ракеты, но оставаться безразличным к этому звуку в дальнейшем.
Продолжение в следующей статье. (https://zen.yandex.ru/media/id/5d98af7c2f1e4400add24de5/stimuliaciia-chast-2-5d9e4c86027a1500ae5aff33).