Любовь - это ресурс или капкан, зависимость, блажь? В какой момент любовь оказывается блажью?
Спектакль Театра Маяковского "Блажь" - история не о любви, а о манипуляциях, об уязвимости влюбленной женщины, о страшной разрушительной силе чувств, о противостоянии внутри семьи, о гибельности страсти, о полете и падении. И все это – «Блажь»!
Пьеса с интригующим авторством Островский-Невежин и не менее интригующим сюжетом была сыграна вчера на малой сцене Театра Маяковского. Главная героиня, чья страсть дала название пьесе, невольно вовлекает в водоворот пассивных переживаний и активных действий все свое семейство, и дочерей, и более дальних родственников, и людей совсем по пьесе посторонних. Так всегда бывает – внезапное чувство, пахнущее безумием и пороком, вызывает недоумение, осуждение, порицание. Но как быть той, кто потерял голову и попал в руки манипулятору?
Сколько раз во время спектакля мне хотелось крикнуть Татьяне Аугшкап, играющей помещицу Серафиму Сарытову, обезумевшую от страсти к молодому и бесстыдному управляющему: «Брось его! Брось! Он играет тобой! Он не стоит тебя!» – так достоверно и воистину правдиво выглядела вся гамма чувств ее мятущегося персонажа. Здесь была и пылкая любовь, окрашенная смущенным кокетством, и беспамятство страсти, и страх потерять расположение близких, и бессилие объяснить свое чувство дочерям, и отчаяние столкнувшейся с подлостью женщины, и беспомощные попытки удержать возлюбленного, влезая в новые и новые долги.
И пусть уже в названии пьесы дана оценка ситуации, вряд ли стоит рассматривать ее столь однозначно. Кто был влюблен, тот знает, как ослепляет влюбленность и как легко, поддавшись чувству к недостойному, оказаться жертвой манипуляторов, интриганов, вымогателей и остаться в конце концов одной, покинутой и коварным возлюбленным, и родственниками, и даже прислугой. И уж героиня, со всей градаций переживаний и эмоций сыгранная заслуженной артисткой Татьяной Аугшкап, вызывает и сочувствие, и негодование.
Надо сказать, что спектакль – это галерея ярких и порой гротескных персонажей, вовлеченных в стремительное действие с коварством, страстями, вымогательством, шантажом и расплатой в виде одиночества и опустошения и, конечно, с затмевающей разум любовью. Хороши и партнеры главной героини. Чего стоит подлый управляющий в исполнении Всеволода Макарова. Хороши и ее удочери, две Анастасии – Мишина и Дьячук. Ярка пара родственников главной героини в исполнении Елены Мольченко и Дмитрия Прокофьева, на этой паре в значительной мере завязан внутрисемейный конфликт, лишающий героиню поддержки. А Гурьевна, сыгранная Любовью Руденко, воплощение хитрости и изворотливости, к финалу проявляется не просто как сваха, а становится ходячим капканом, беспощадно защелкивающим стальные челюсти на своих жертвах.
Александра Островского, чьи пьесы по понятным причинам так любят ставить российские театры, интересовала внутренняя жизнь влюбленных женщин. Это и понятно – влюбленность делает объект интересным для наблюдения и, не сочтите за цинизм, препарации зависимости. Автор не ставит своим героиням диагнозов, не делит их чувства на черные и белые. И в этом, пожалуй, главная ценность исходного материала. А уж как его прочитает постановщик – это следующий вопрос.
Режиссер Юрий Иоффе сумел создать на интимной малой сцене театра, где в деталях видны движения, жесты, мимика, все нюансы чувств и эмоций персонажей, создал плотное динамичное действие, в котором проявляется вся искренность актеров, вся степень их сочувствия и соучастия, и где зрители, не отделенные от актеров рампой, вовлечены в переживания персонажей.
Персонаж Татьяны Аугшкап, сыгранный ею тонко и ярко, подводит зрителя к мысли об ответственности, которую накладывает на человека истинное чувство. Ну, а зрители унесли с собой эти размышления за пределв театра. Потому что ни один талантливый спектакль не заканчивается, когда гаснет свет прожекторов.
Любовь - это ресурс или капкан, зависимость, блажь? В какой момент любовь оказывается блажью?
Спектакль Театра Маяковского "Блажь" - история не о любви, а о манипуляциях, об уязвимости влюбленной женщины, о страшной разрушительной силе чувств, о противостоянии внутри семьи, о гибельности страсти, о полете и падении. И все это – «Блажь»!
Пьеса с интригующим авторством Островский-Невежин и не менее интригующим сюжетом была сыграна вчера на малой сцене Театра Маяковского. Главная героиня, чья страсть дала название пьесе, невольно вовлекает в водоворот пассивных переживаний и активных действий все свое семейство, и дочерей, и более дальних родственников, и людей совсем по пьесе посторонних. Так всегда бывает – внезапное чувство, пахнущее безумием и пороком, вызывает недоумение, осуждение, порицание. Но как быть той, кто потерял голову и попал в руки манипулятору?
Сколько раз во время спектакля мне хотелось крикнуть Татьяне Аугшкап, играющей помещицу Серафиму Сарытову, обезумевшую от страсти к молодому и бесстыдному управляющему: «Брось его! Брось! Он играет тобой! Он не стоит тебя!» – так достоверно и воистину правдиво выглядела вся гамма чувств ее мятущегося персонажа. Здесь была и пылкая любовь, окрашенная смущенным кокетством, и беспамятство страсти, и страх потерять расположение близких, и бессилие объяснить свое чувство дочерям, и отчаяние столкнувшейся с подлостью женщины, и беспомощные попытки удержать возлюбленного, влезая в новые и новые долги.
И пусть уже в названии пьесы дана оценка ситуации, вряд ли стоит рассматривать ее столь однозначно. Кто был влюблен, тот знает, как ослепляет влюбленность и как легко, поддавшись чувству к недостойному, оказаться жертвой манипуляторов, интриганов, вымогателей и остаться в конце концов одной, покинутой и коварным возлюбленным, и родственниками, и даже прислугой. И уж героиня, со всей градаций переживаний и эмоций сыгранная заслуженной артисткой Татьяной Аугшкап, вызывает и сочувствие, и негодование.
Надо сказать, что спектакль – это галерея ярких и порой гротескных персонажей, вовлеченных в стремительное действие с коварством, страстями, вымогательством, шантажом и расплатой в виде одиночества и опустошения и, конечно, с затмевающей разум любовью. Хороши и партнеры главной героини. Чего стоит подлый управляющий в исполнении Всеволода Макарова. Хороши и ее удочери, две Анастасии – Мишина и Дьячук. Ярка пара родственников главной героини в исполнении Елены Мольченко и Дмитрия Прокофьева, на этой паре в значительной мере завязан внутрисемейный конфликт, лишающий героиню поддержки. А Гурьевна, сыгранная Любовью Руденко, воплощение хитрости и изворотливости, к финалу проявляется не просто как сваха, а становится ходячим капканом, беспощадно защелкивающим стальные челюсти на своих жертвах.
Александра Островского, чьи пьесы по понятным причинам так любят ставить российские театры, интересовала внутренняя жизнь влюбленных женщин. Это и понятно – влюбленность делает объект интересным для наблюдения и, не сочтите за цинизм, препарации зависимости. Автор не ставит своим героиням диагнозов, не делит их чувства на черные и белые. И в этом, пожалуй, главная ценность исходного материала. А уж как его прочитает постановщик – это следующий вопрос.
Режиссер Юрий Иоффе сумел создать на интимной малой сцене театра, где в деталях видны движения, жесты, мимика, все нюансы чувств и эмоций персонажей, создал плотное динамичное действие, в котором проявляется вся искренность актеров, вся степень их сочувствия и соучастия, и где зрители, не отделенные от актеров рампой, вовлечены в переживания персонажей.
Персонаж Татьяны Аугшкап, сыгранный ею тонко и ярко, подводит зрителя к мысли об ответственности, которую накладывает на человека истинное чувство. Ну, а зрители унесли с собой эти размышления за пределв театра. Потому что ни один талантливый спектакль не заканчивается, когда гаснет свет прожекторов.