Детство кончается, когда понимаешь, что учитель, эта недосягаемая величина, ходит в туалет. И вообще, возможно, это человек.
Потом, став постарше, ты определенно знаешь, что это человек. Чаще всего несчастный, потому что если он не ведет урок, то жалуется на жизнь: семейные проблемы, нюансы личной жизни, политические, морально-этические и религиозные взгляды – словом, всё, что накопилось у преподавателя, тот выносит на класс как на единственную доступную в обозримом будущем трибуну. А вся информация о жизни учителя труда сводилась к ставкам и догадкам, насколько тот сейчас с бодуна.
И совсем уж мало мне в жизни попадалось учителей, готовых в случае чего… раскрыться. Поделиться увлечениями, радостными впечатлениями, достижениями. Как будто боясь уронить авторитет, они несли железобетонный груз ответственности за всё, что творилось в классе, в школе, а потому – становились в сознании не сверхчеловеками, как это казалось в начале учебного пути, а просто… глубоко депрессивными «не-людьми».
Но вот линия жизни завела меня в институт. «Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут.» Там упражнялся я в расколах и в безверьи перед такими же точно на две трети типичными школьными преподами. И, выйдя на практику, поставил перед собой задачу постараться пробить эту стену и удержать равновесие.
До сих пор помню прекрасную сцену: девочка на перемене конструирует из бумаги себе наборные чешуйчатые когти. Я интересуюсь, мол, оригами/не-оригами, откуда всё это. И она говорит: «Вы не знаете, это косплей». Внутри себя танцую и вслух спрашиваю: «Фэндом? Оридж? Аниме?». Глаза человека было не описать.
Все подобные сцены и диалоги происходили на переменах, но каждый раз удивление было неподдельным, вне зависимости от того, практика это была или работа в школе: типа, вы тоже человек, вы играли в компьютерные игры, смотрели аниме, играете музыку в группе и так далее.
Да. Я человек. Такой же как вы. И от гугла я отличаюсь тем, что, как навигатор, знаю направление, как лоцман, могу упредить прохождение сложных отмелей, и просто у меня в голове пара-тройка прикольных систем и дикое желание заглянуть за пределы привычного.
Именно поэтому я занимаюсь тем, чем занимаюсь. Давно не преподаю, но упорно продолжаю это делать, потому что хочу открытого, свободного диалога, который позволяет друг другу делиться озарениями. И мне отвратительно ханжество, с которым на людей, которые находятся внутри системы, где был когда-то и я, набрасываются чрезвычайно ограниченные люди, тормозящие машину прогресса, те самые, что гоняли меня за длинные волосы и нефорский вид. Круг замкнулся.
#УчителяТожеЛюди