Сейчас в Волгограде достаточно ресурсов для расширения кругозора: есть лектории, двигающие науку в массы, открытые встречи и заседания на социальные темы. Одна из актуальных тематик — вопросы урбанистики, науки о развитии инфраструктур города ради его жителей.
Люди интересуются тем, как сделать городскую жизнь удобнее, как сохранить баланс между историей и современностью и каким может быть идеальный Волгоград будущего. Мы же не остались в стороне и попросили экспертов рассказать о своей точке зрения.
Основами основ с нами поделились:
– Дмитрий Бойко, директор архитектурной фирмы «ГеоКлевер», автор статей об урбанистике на портале о городском развитии.
– Елена Корнеева, бывший главный специалист отдела градостроительства и землепользования администрации Ворошиловского района Волгограда.
Вопросы и задачи урбанистики
Дмитрий: Урбанистика как область знаний – это теория и практика городского развития. Она включает в себя широкий пласт вопросов.
В значительной степени урбанистика пересекается с городским планированием (градостроительством) – профессиональной деятельностью по разработке планов и программ развития городов.
Елена: Термин «урбанистика» не совсем передаёт то, что под этим для меня подразумевается – для меня это организация урбанизированного пространства и его потоков на основе тщательного анализа, наблюдений и прогнозирования, с учетом того что в нем происходит и внесённого воздействия на среду.
Приоритетные принципы городского планирования
Дмитрий: Приоритетными в разное время признавались различные принципы. Например, принятая столетие назад Афинская Хартия (градостроительный манифест, принятый в Афинах в 1933 году) постулировала безусловное преимущество многоквартирных жилых зданий, свободно расположенных в пространстве, четкое деление территории на функциональные зоны (жилую, производственную, общественно-деловую и рекреационную).
Сейчас существует несколько аналогичных глобальных доктрин, в том числе Новая Городская Повестка (New Urban Agenda) и Новый Урбанизм. Среди их общих принципов – приоритет пешеходного движения по городу, разнообразие типов жилья, смешанное (по функции) использование территории, развитие экологичного общественного транспорта.
Елена: Основной принцип городского планирования – это понимание, что любой проект в городском пространстве не статичен. Необходимо учитывать этот фактор и отслеживать так называемый отклик, или фидбек.
О личной специализации
Дмитрий: Компания, которой я руковожу, специализируется на территориальном планировании. Мы разрабатываем генеральные планы и правила землепользования и застройки городов и поселков по всей России. В Волгоградской области нами подготовлены, например, генеральные планы Николаевска и Быково. Сейчас в работе проект генерального плана города Петров Вал в Камышинском районе. По итогам последних 2 лет нашей организацией в Волгоградской области подготовлено около 30% подобных проектов.
Елена: Я сейчас работаю в архитектурной фирме в Израиле. До переезда работала районным архитектором в Администрации Ворошиловского района и в департаменте градостроительства и архитектуры Администрации Волгограда. Кроме того, в 2015 году провела тематическую лекцию в рамках собственного проекта UrbanVolgograd.
Планировочные проекты: от идеи до реализации
Дмитрий: Подготовка проекта документа начинается с инициативы органа местного самоуправления – Администрации соответствующего поселения или района. Разработка генеральных планов и правил землепользования и застройки – их полномочия, финансируемые из местного бюджета. В целом, процедура согласования, детально описана в Градостроительном Кодексе Российской Федерации.
Обычно, генеральные планы утверждаются на 20 лет, а их реализация происходит путем подготовки средне- и краткосрочных муниципальных программ, увязанных с бюджетным процессом. Срок разработки проекта, в зависимости от размера поселения, в среднем от 3 до 6 месяцев. От начала работ до утверждения обычно проходит около года.
Елена: Есть проекты которые формируются в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ и они разнятся по масштабу. Есть те, где инициатором выступает инвестор.
Вопрос всегда стоит кто, что и какой бюджет – если говорить не о частных инвестициях. Это касается российского опыта. Если вопрос частных инвестиций то диалог выстраивается только с основными органами необходимыми в реализации проекта, а финансовая сторона реализуется инвестором.
Запрос поступает в зависимости от проекта. Более локальные основываются на имеющихся проблемах в локальной среде района, города – это места социального притяжения, как в случае с федеральной программой по благоустройству «Наш двор – наш дом». Или то, что в последние годы реализуется в Волгограде по благоустройству парков, скверов.
Органы и службы, участвующие в согласовании проектов на примере Волгограда: районная администрация – профильный отдел, департамент градостроительства, городского хозяйства и те, чья сфера контроля затрагивается в рамках проекта. В рамках архитектурного среза это районная администрация – город – область. Но опять таки это зависит от самого проекта.
Согласование и реализация также проходят в соответствии с масштабом. Бюджетные проекты всегда имеют конкретные сроки для освоения бюджета. В них иногда степень контроля превышает понимание хода самой реализации. Изначально появляется запрос, которому даётся оценка, и исходя из этого формируется техническое задание. Оно и становится началом для концептуального решения основных задач и последующей проработки рабочего проекта с описанием этапов реализации: реализуется ли он полностью на этапе завершения или как крупные объекты имеет несколько периодов реализации. Время это тот фактор который формируется на основе масштабности проекта.
Успешность градостроительного проекта это сочетание грамотного анализа ситуации, эффективности организации в том числе и уровня квалификации специалистов и тонкой настройки периодов его созданий и реализации. Но важный фактор который у нас при работе с городскими проектами мало учитывается – изменения проекта во времени.
Обратная связь как критерий успеха
Дмитрий: Мы всегда стараемся выходить на прямой диалог с заинтересованными лицами. Например, чтобы учесть интересы по расширению производства, новому строительству жилья, благоустройству парков. Отражаются ранее утвержденные планы по строительству объектов вышестоящих уровней.
Основной формой взаимодействия с общественностью сейчас являются общественные слушания и обсуждения, где мы выступаем с докладами о разработанных предложениях. Чаще всего, около 90% проектных решений носят технический характер, и не вызывает вопросов у жителей.
Воплощение проектов происходит через определение правового режима территорий и создание запланированных объектов. Правовой режим начинает действовать сразу после утверждения, и, к примеру, получение разрешения на строительство от этого зависит напрямую. Создание объектов происходит благодаря разработке уже более детальных планов и программ и выделения финансирования из бюджета.
Елена: Есть один интересный факт, связанный с лекцией, которую я проводила в 2015 году. Было много вопросов: а как же мы можем поучаствовать и сделать? Особенно от студентов. Тогда я отметила имеющуюся в Европе практику взаимодействия студентов архитектурных вузов и не только в реализации городских программ. Что потом и было частично реализовано во взаимодействии с волгоградскими студентами в рамках проекта «Наш двор – наш дом»
Можем ли мы повлиять на урбанистику?
Дмитрий: Как мне кажется, урбанистика тем и отличается от городского планирования, что в ее орбиту включены городские активисты, жители, бизнес и некоммерческий сектор, и в том, что в основе ее лежит пространство городского диалога.
Если городские активисты договорились о том, каким они хотят видеть город в будущем, они осознают наличие определенных проблем и готовы взять на себя ответственность за их решение, то работа городских планировщиков – это техническая поддержка принимаемых решений. Если диалога не происходит, и люди разобщены перед лицом городских неурядиц, то даже удачные советы профессионалов не будут услышаны и приняты к действию.
Эффективность студенческих проектов
Дмитрий: Думаю, что технический вуз переживает сейчас колоссальные перемены, которые начинают выходить за пределы университетских стен, в том числе, в город. Такие учебные проекты стоит рассматривать как акт консолидации интеллектуальных усилий, и к ним точно стоит присматриваться лицам, принимающим решения.
Елена: По поводу конкурса не знаю поэтому сложно судить о его ценности для изменений.
Здесь не только момент проектной деятельности и реализации, а ещё существования того, что создано. Поддержание проекта, его развитие со временем. А тут вступает новая сила общества – разрушительная.
Что-то нужно сломать, где-то написать, вытоптать, закопать. Тут вопрос культуры и уважения.
Насколько Волгоград удобен для жизни сейчас?
Дмитрий: По моему мнению, Волгоград сейчас находится где-то в середине рейтинга комфортности российских городов.
Среди отрицательных трендов последних лет отмечу рост автомобилизации: если в 2010 число собственных автомобилей составляло около 200 на 1000 жителей, то в 2018 оно выросло практически до 450 на 1000 жителей. Это грозит Волгограду среди прочего общим ухудшением ситуации с загрязнением воздуха.
Елена: По поводу удобства жизни в Волгограде сейчас прокомментировать не могу так как уже год в нем не живу и он для меня скорее привычен нежели удобен. Формирование городской среды это не про соответствие правилам, скорее это про соответствие городских процессов городской среде и если где-то эти процессы затухают или стагнируют – вот сигнал наличия градостроительного, экономического или любого другого кризиса. В Волгограде такие очагов очень много. Специфика планировки Волгограда создаёт ряд градостроительных запросов и многие из них известны, но вопрос реализации всегда создаёт больше проблем.
Например, вопрос малоэтажной застройки или так называемого частного сектора. Существующая жилая среда не отвечает тем требованиям, которые нужны людям – зайдите в частный сектор в период осени- зимы. Ни транспортной доступности, ни нормальных дорог. Или жилые многоэтажные районы – дворовое пространство превратилось в хаос парковки с качелями.
Центральный район благоустраивают каждый год, одни и те же места, и в городском пространстве на 80 километров не хватает мест. Но не просто деревьев в ряд или очередного торгового центра, а той среды, которую создают не только путём реализации проектов, но и силами самих людей.
Урбанистические тенденции Волгограда
Дмитрий: Волгоград – город, исторически развивающийся вокруг больших идей, в том числе планировочных. Здесь и идея социалистического города, и поточно-функциональная схема Н.А. Милютина, и город-спутник Волжский.
Масштабные замыслы творцов в основном были реализованы, и это наша уникальная особенность – город воплощенной утопии. Грандиозный ансамбль восстановленного центра Волгограда – пример концентрации передовых архитектурных практик своего времени. Этим обязательно нужно гордиться и дорожить.
Из таких особенностей назову принцип террасирования, примененный в историческом центре: здания тем выше, чем они дальше от берега Волги, чтобы обеспечить вид на воду из максимального количества окон.
Елена: Городу не хватает развернуться в сторону развития как бы это не звучало.
Зацикленность на историческом прошлом просто не оставляет вариантов для новых путей. Прошлое нужно уважать, но не жить только им.
Тенденции в городских проектах на создание среды для конкретных людей были всегда, но грустно наблюдать по всей стране копии разработок одной из московских компаний, занимающейся разработкой стратегических документов городского развития. Город и проекты в нем отражают изменения в обществе и соответственно скорость их изменений их значимость и период существования напрямую связаны.
Скорость развития города
Дмитрий: Урбанистика в принципе рассматривает только городские вопросы. По мере того, как население Земли стремительно перемещается в города, эта тематика становится все более актуальной для человечества. В XXI веке уже был преодолен символический пятидесятипроцентный рубеж городского населения от всего населения планеты. Глобальные вызовы, связанные с урбанизацией, касаются и России, и Волгограда, в частности. Пока у нас нет, как в Турции, национального Министерства окружающей среды и урбанизации, но кто знает, может быть и в России придут к подобному решению.
Волгоград, к сожалению, пока выглядит не лучшим образом в том, что касается участия в федеральной урбанистической повестке: формирование комфортной городской среды, «умный город», дизайн-код улиц, городская навигация, разработка мастер-планов, учет агломерационных факторов, доступное жилье. Надеюсь, что постепенно мы догоним лидеров.
Елена: Урбанистика развивается как никогда — большое внимание уделяется процессам и потокам городской среды. В том числе в контексте глобальных изменений: климат, общество, финансы и т.д. Волгограда они почти не касаются, но есть и у нас неплохие решения.
Баланс между обновлением и историческим прошлым
Дмитрий: Обновление происходит, но его необходимо интенсифицировать. Нужно, чтобы на системные изменения возник соответствующий запрос снизу, от жителей, в том числе, от молодежи. Оформление и трансляция запроса происходит через выбранных депутатов и руководителей администраций.
Баланс между современностью и историческим духом, на мой взгляд, нужно не сохранять, а восстанавливать, потому что он нарушен. Надо стремиться соответствовать своему времени и жить в настоящем, а не в прошлом. При этом, конечно, нужно проводить более последовательную и прозрачную политику сохранения исторического и культурного наследия.
Елена: Волгограду необходимы изменения. Что делать? Создавать. Что могут граждане? Для начала не разрушать созданное. Гражданин это не что-то обезличенное, если речь о взрослом человеке, специалисте в какой-то области. Важно взаимодействие граждан а не попытка перетянуть одеяло на себя. Не знаю как сейчас обстоит ситуация, учитывая проявления гражданского общества в Москве.
Вопрос к гражданам в ответственности к собственному поведению в городе. Что могут они сделать? Многое. Но дело в способности их к самоорганизации, в наличии не просто желания, а конкретных идей и их реализации.
Вопрос к гражданам в ответственности к собственному поведению в городе. Что могут они сделать? Многое. Но дело в способности их к самоорганизации, в наличии не просто желания, а конкретных идей и их проработка с учётом реальности, а не фантазий уровня Изумрудного города. Важен диалог на всех уровнях.
Иногда это очень иронично – видеть как бывший сотрудник правового управления города, не проявляющий инициативы, вдруг становится новым креативным специалистом с идеями для города.
Это очень смешно. Баланс сохраняется на основании деятельности специалистов, а не тех, кто себя такими считает.
Идеал Волгограда в будущем
Дмитрий: Мне бы хотелось, чтобы Волгоград активнее использовал возможности внутригородского рельсового транспорта – скоростные поезда с удобным графиком, удобно состыкованные с другими видами транспорта, могли бы стать решением большой части современных проблем. На транспортные узлы стоило бы делать ставку в размещении перспективного жилья и офисов.
Елена: Не знаю, я с этим городом уже связана минимально. Я бы хотела увидеть открытых и культурно развитых людей, ведь материальная среда зачастую отражает тех, кто в ней живет – это как если вы приходите в квартиру и можете многое сказать о человеке или о его одежде, о том что он говорит. Город отражает общество в той или иной степени.
Анастасия Сметанникова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Иван Козлов, Сергей Григоренко, Кирилл Брага, Сергей Каширский.