Найти тему
Грибанов Роман

Рок around Троицк. Город степи и свободы

Маклай из "Осторожно: Дети!"
Маклай из "Осторожно: Дети!"

Рок-движение в уездном городе Троицке зародилось под звучные аккорды перестройки. Зародилось практически само по себе, всего лишь глядя на деятельность популярных в конце 80-х питерских и свердловских групп. Влияние московских рокеров на троичан было гораздо слабее, их в уральской глубинке воспринимали скорее скептически, видимо, в силу излишней столичной рафинированности. Основателями Троицкого рок-клуба стали Александр Наумов (идеолог, эрудит и меломан) и Алик Башаров (звукорежиссер и организатор, позднее – первый и единственный рок-президент Троицка). В 1986 году на базе ДК «Энергетик» был организован фан-клуб, где по пятницам устраивались прослушивания «Аквариума», «Алисы», «ДДТ», «Ноля», «Зоопарка», «Гражданской обороны» и других рок-гуру нашей необъятной Родины. Самые стойкие оставались на ночь и внимали радиостанции ВВС с потрясающей передачей Севы Новгородцева «Севаоборот».

Троицкая рок-легенда Александр Наумов
Троицкая рок-легенда Александр Наумов

Наслушавшись такой музыки, наиболее смелые из старшеклассников стали объединяться в рок-группы и играть по школам и подвалам (а некоторые везунчики и в ДК) не песни советских композиторов, а вещи своего сочинения. Одним из основных таких центров неформального творчества стала троицкая средняя школа № 10, где при содействии директора, участника бардовского движения Рафката Мазитова школьный ВИА преобразовался в рок-группу «Осторожно: Дети!». Которая немедленно начала придумывать, репетировать и даже записывать на катушечный магнитофон собственные композиции социальной и лирической направленности.

В мае 1988-го громко заявили о себе три коллектива, признанных родоначальниками троицкой рок-волны. Это «Осторожно: Дети!» во главе с виртуозным гитаристом-песенником Мишей «Маклаем» Никитиным, играющий классический гитарный рок. За компанию с ними выдавала мелодичный и довольно техничный хард группа «Ура!». Но больше всех удивила команда под названием «ЦК», исполнявшая яростный панк-рок, жанр достаточно редкий для Урала и вообще для СССР. У всех групп были задорные рок-н-ролльные шоу, выбрасывающие со сцены в зал килоджоули молодежной энергетики.

Едва образовавшись, «ЦК» и «Осторожно: Дети!» немедленно отправляются на гастроли, вначале в Курган, а затем в Кустанай. Не все прошло гладко, в Кустанае программа «Детей» была грубо прервана осторожным конферансье, а панков из «ЦК» вообще не выпустили на сцену. Но вдохновленная этим примером троицкая молодежь с головой кинулась играть в рок-героев – группы в Троицке росли как грибы после дождя. В 1989 году их было больше двадцати. И это в городе с населением в сто тысяч человек! Движение стало настолько заметным, что осенью 88-го рок-клуб зарегистрировали как молодежное объединение при горкоме ВЛКСМ.

"Осторожно: Дети!" на концерте 1988 г.
"Осторожно: Дети!" на концерте 1988 г.

Апофеозом этапа зарождения стал рок-фестиваль, организованный Наумовым и Башаровым в январе 89-го в поселке Энергетиков. Кроме местных команд рабоче-крестьянскую ментальность взрывали гости - «Флаг» и «Ева» из Свердловска, курганская «Идеологическая Диверсия» и тюменский «Пифайф», челябинцы - «Откровение» и «Резиновый дедушка». Взрывали так, что больше в ДК «Энергетик» рокеров не пускали. За три дня фестиваля ликующая публика уничтожила много казенного имущества, например детали кресел в порыве буйной радости использовались в качестве метательных снарядов. Продлись фестиваль не три дня, а неделю, и поселок ГРЭС превратился бы в Помпеи, точнее в его развалины.

Иришка
Иришка

90-е годы для троицкого рока начались большим благотворительным фестивалем в Троицком ветинституте. Гости из Кустаная - группа «Союз» - отгрохотали по зрителям тяжелым роком, а троицкую волну представляли «Осторожно: Дети!», «Кукарача», «Тхе Цапел» и «Зеленый чай». К сожалению, аппаратура выкидывала свои не очень хорошие фокусы: звук получился плоским, динамики свистели и скрежетали. Для «Детей» это выступление стало последним. Зато в 90-е зажглись новые звезды - выходят альбомы проекта «Иришка и Непонятные» - «Альбомчик» и «Быть ближе». С этого момента все местные рок-фаны попали в плен к Ирине Горшковой, в сеть ее сложных поэтических ассоциаций и ярких музыкальных образов. Песни Иришки, те же «Снежная сюита» и «Молчаливое дерево», привлекали внимание не дешевой оберткой, а самой сутью творчества, заставляя сидеть и слушать их молча.

Важной составляющей троицкого рок-движения стала звукозапись. Благодаря базе группы «Осторожно: Дети!» - школе № 10 - на рубеже 90-х свет появляются на свет самопальные альбомы. Местные таланты записываются так же в ДК, училищах, техникумах и квартирах, студии появляются даже в парке культуры и отдыха имени Томина и на станкозаводе. Выстрадав ночь за многочисленными дублями, юные троичане получали на руки магнитофонную катушку с записями собственных шедевров, и у них вырастали крылья – еще чуть-чуть, и битлы с цеппелинами подвинутся. Но через недельку-другую, прослушав свои опусы на свежую голову, ребята начинали понимать, что в альбоме все не только сыро и атонально, но и музыкально убого. Вот тогда и начиналась реальная работа над текстами, аранжировками, над подачей.

- Чтобы песни не были пустыми, за ними должно стоять авторское мировоззрение, опыт жизни, как у Летова, Науменко или Шевчука, - говорит троицкий музыкант Алексей Горшков. - А для этого нужно знание. И за ним Троицк яростно тянулся! До сих пор с улыбкой вспоминаю ссоры на рок-тусовках за «заныканного» Ницше или «не вовремя отданного» Гессе с Шопенгауэром. Не хочу никого обижать, но это сильно отличало «троицкую волну» от других, виденных мною иногородних рок-тусовок. Мне очень памятна история, когда во время курганских гастролей, наутро после хороших дружеских посиделок, всем коллективом перед концертом мы ехали искать не пивные ларьки, а местные книжные барахолки.

К середине 90-х ажиотаж вокруг русского рока стал спадать, панки и металлисты Троицка закончили школы и начали как-то устраиваться в жизни вне музыки. В городском рок-движении остались лишь те, кто по-настоящему впитал рок-н-ролл и не видел для себя иной самореализации. Постепенно выкристаллизовывались стили оставшихся групп и образы культовых фигур музыкантов «троицкой волны». Спутать их было невозможно, ибо у каждого был свой ритмический подход, свое мироощущение, поэтический язык и философия. Звукозапись стала основной творческой практикой. Продумывалась концепция, подбирались песни и записывался альбом - осмысленное и цельное музыкальное произведение. Шлифовались тексты, разнообразились и оттачивались аранжировки, совершенствовалась звуковая палитра, эксперименты жили в каждой новой идее. Записи троицких групп пользовались большим спросом, становились предметом гордости их земляков, разъехавшихся в разные уголки мира. До сих пор созданные в Троицке альбомы можно услышать в Польше, Израиле, США и Германии.

Заметный след в музыкальной жизни Троицка оставили Олег Губайдуллин, Евгений «Джон» Абдрахманов, Дамир «Дед» Абулвалеев, Дмитрий Гордеев, Петр «Граф» Капля. Настоящими рок-героями становились реальные харизматики. Например, Маклай – Михаил Никитин, участвовавший в многочисленных троицких музыкальных проектах – «Осторожно: Дети!», «Ли Бо», «Кукарача», «Второй лишний», «Лунные человечки», «Кр-ивые мальчишки». Мишу выделяло умение работать со звуком, неповторимый творческий почерк при создании текстов, наполненных красками и глубокой эстетикой. Никитин и сегодня заметен среди троицких музыкантов. Всеобщим любимцев был Василий «Вася» Бабушкин из «Ли Бо», обрушивший на Троицк за пару лет целую лавину собственных альбомов.

Василий "Вася" Бабушкин в студии
Василий "Вася" Бабушкин в студии

Сегодня Бабушкин – один из лучших фотохудожников Троицка и по-прежнему активный музыкант. Значительны заслуги Алекса Гора – Алексея Горшкова, который играл в проекте «Тихий омут», записывал альбомы «троицкой волны» и своей супруги Иришки – Ирины Горшковой, а в 93-м году Леша удивил всех альбомом собственной группы «Лунные человечки». Благодаря Алексею сохранилась практически вся аудио- и видеоистория троицкого рока, она доступна через группу в «ВК». Нельзя не отметить и прирожденного шоумена Эдуарда «Зайчика» Зайцева, участвовавшего в проектах «Зеленый чай» и «Папа Карл и К», а сегодня педагога, воспитавшего целую плеяду молодых музыкантов. Заметен был Дмитрий Берман (ранее известный как Тимохин) – основатель хард-мелодичных «Ура!» (самой тяжелой команды Троицка), панково-замысловатых «Тхе Цаппел» и «Акулы-Каракулы», группы потрясающе бодрой, глумливо-ироничной и философско-черноюморной. Ансамбли Бермана отличало техничность, сыгранность, работоспособность и творческая выдумка.

Панки - хой! Мочалки - ша! Звучит троицкая рок волна!

И теперь, с дистанции в три десятилетия, в записях троицкой рок-музыки проступает не только то, что было придумано и воплощено в то интересное время: лирический нигилизм Маклая, романтизм и хулиганство Зайца, бесшабашность и пофигизм Бермана, философия и сомнения Васи, мистика и символизм Иришки. В них читается восприятие жизни целого поколения, не имевшего шансов стать всерьез востребованным в десятилетие торжества потребления. То ощутимое и необъяснимое, что крестный отец «троицкой волны», ее идеолог, рано ушедший из жизни Саша Наумов называл духовностью, творческим духом, категорически не совпадавшим с духом времени.