"Вы никогда не думали, где начинается любовь и где она заканчивается? Где эта грань любви и ненависти, и как это выглядит в весах мироздания? Как переступить или не переступить шаг между двумя крайностями? Как понять свои чувства? Как любить и не любить?"
Феня сидела за своим письменным столом и писала бесконечные вопросы в дневнике. Вообще, это для близких она Феня, а для подчиненных Феодора Захаровна - выдающийся профессор с мировым именем. Фамилию называть не буду, ибо в своей среде её знают не только в России. Феодора Захаровна давно занимает пост первого проректора по науке в крупном ВУЗе Москвы, участвует в международных конференциях. Её монографии, выходящие в печать, быстро исчезают с полок "Библиоглобуса" и расходятся по России, переводятся на немецкий, китайский и даже какой-то африканский язык. Вот только дома она просто Феня.
Все в семье считают, что она получила ученую болезнь по наследству от отца, деда и прадеда. У них большая правительственная дача, квартира трёшка на Тверской. Хотя, вообще-то, семья её родная - только дочки, родители давно умерли. На всём их наследстве живёт родня мужа, далёкие от науки, но живущие за её счёт. Как и муж Фенечки, они считают её работу пустой и глупой. "Писульки писать каждый может, ты вот попробуй сварщиком поработать". Да, её муж был простым работягой. Только он давно работает по "Великим праздникам", да и ту всё заработанное на себя любимого тратит.
И вот сидит Феня над своими "писульками" и думает, точнее размышляет: что у них общего? Любовь закончилась. Муж давно домой ни копейки не приносит, свекровь довольствуется московской пенсией, а только одна она всех содержит. Муж в гостях герой, а дома и гвоздя не забьёт, если только его силой не заставишь. Вот крышу на даче и ту сама Феня латала, не было возможности нанять даже рабочих. Все накопленные для этого деньги ушли на лечение сестры мужа.
Так, за что она его любит? Ой, нет. Сейчас она уже не любит, но как полюбила и почему сейчас этих чувств нет?
Они вместе по молодости оказались в туристическом отряде - это был сплав по саянской реке Изек-сук. Все члены команды были из разных городов. Было это в далеких восьмидесятых, и собрались они все случайно в Орлике, когда поехали посмотреть на местные горячие источники. Договорились, узнали об общих интересах, да и решили сплавиться на плотах по речке. Юношеский максимализм давал о себе знать. Пройдя с будущим мужем огни и воды туристического маршрута, они уже не расставались никогда. Он из далекой провинциальной Сосновки перебрался к ним в Москву. Жить было где. Потом к ним перебралась его сестра. А когда Фениных родителей не стало, к ним переехала свекровь. Дочки Феодоры Захаровны уже выросли и живут отдельно - у них свои семьи. Даже внуки на свет появились. Но родные ли они все Фене по духу? Она вздыхает и понимает, что нет - неродные.
"Паразитизм - способность людей жить за счет других. Одни обладают СОВЕСТЬЮ и без её СОВЕТА не живут. Другие - пользуются этим и используют эту СОВЕСТЬ на своё усмотрение"
"Нет, не так - думает Феня, - если СОВЕСТЬ советует, то разве она посоветует жить с паразитами? Но, с другой стороны, на то они и паразиты, чтобы маскироваться под здоровый вид. Они так прилипают к своему источнику жизнеобеспечения, что сразу и не отличишь. Они входят в симбиоз со своим носителем и, если уж проводить аналогию с одноклеточными паразитами человеческого организма, при одноразовом истреблении их носитель может погибнуть, а если выводить постепенно, то не выведешь вовсе. Что же делать?"
"Совесть, - пишет Феодора Захаровна далее, - идет наравне с понятием ЛЮБОВЬ. У кого есть СОВЕСТЬ есть и самоотверженная любовь. Паразитизм пользуется не самой совестью, а её сопутствующем явлением ЛЮБОВЬЮ. Любовь бывает разная, но, в целом, их две - любовь к себе и любовь к окружающим. У каждого человека чего-то больше. Но если есть СОВЕСТЬ, то есть и умение выходить на совет с окружающими родственниками и предками, то есть проявлять уважение и любовь к окружающим и своему наследию. И чем больше совесть, тем больше любовь к тем, кто рядом. Совесть есть явление коллективно-бессознательное. Оно накапливается сквозь поколения в истории человеческого сознания. Не зря совесть называют гласом БОГА или предков. Это скорее генетическое явление, которое в силу возможностей головного мозга человека не может быть полностью расшифровано или понято интеллектуальными возможностями современного человеческого вида. Но есть ещё и любовь к себе, когда СЕБЯ человек ставит лучше и больше других, в своем стремлении обособится от общества она выращивает в своем внутреннем "Я" эгоиста, который не идет на диалог и компромисс с окружающим миром, не хочет его понять, да и не может, ибо закрыта такая возможность отсутствием такого генетического явления как СОВЕСТЬ. Человек живет за счет других - он паразитирует на других. Такая личность не прикладывает усилий жить в обществе, но живет за счёт общества, являясь как бы его балластом. Таким образом, мы видим два противоположных явления: с одной стороны, человек через любовь к окружающим и совесть разливается в коллективе, растворяется в нем; с другой - полностью изолируется от общества, но при этом живет за счет него. То есть совсем без общества человек жить не может".
"Что же получается, - думает Феня, - муж её паразит и она любит паразита? Ну а если подумать и взглянуть на всё под другим углом. Ведь любовь способна оправдать, поправить и исправить. Может мои и осуждают меня за мои "писульки", но понимают, и, вот сейчас, не мешают мне. Муж с дочками готовит обед. Свекровь чистит дом, моет полы. Больная сестра пошла выгуливать собаку. Выходит не такие уж они плохие. Просто они ещё не в том поколении. Их Совесть ещё не накопилась в бессознательном, но накопиться, просто требуется ещё много поколений. Главное, у девочек есть мои гены и они передали их своим детям, а те передадут моим правнукам..."
А ещё Феня подумала, что дома её все ласково называют Фенечка... А муж всегда находит слова утешения, когда ей тяжело и трудно. И бывает, что в такие минуты она чувствует, как сильно любит его. И тут она понимает, что не нащупать эту грань между любовью и нелюбовью... между любовью и ненавистью... Мудростью и нечто большим, чем просто отношения в рамках бытовых ситуаций... Именно быт создает счастье или рушит его, но имеет ли он отношения к понятиям СОВЕСТЬ, ПАРАЗИТИЗМ и ЛЮБОВЬ...
Конечно, думает, Феня, ведь паразитизм лечится Любовью, а Любовь рождается совестью.
Философский тракт Феодоры Захаровны о сущности паразитизма, как основы мирового зла разойдётся миллионным тиражом, но счастье это не прибавит ни ей, ни её читателям. Она любит своих родственников и детей, но домой ей идти не хочется. В мире книг и науки ей значительно уютно - здесь хоть что-то осталось от её настоящей семьи.