И так продолжим разговор о распорядке дня на боевом корабле. После подъема флага на корабле начинается ежедневный осмотр и проворачивание оружия и технических средств, это также святое мероприятие на каждом корабле ВМФ, руководит сем мероприятием старший помощник командира корабля СПК с главного командного пункта(на гражданских судах ходовая рубка). ГКП это пункт управления кораблем, на нем находятся основные механизмы для управления и командования кораблем(штурвал, пост управления главными двигателями, радиолокационные станции, радиостанции ближнего и среднего радиуса действия, главный ретранслятор внутренней корабельной связи и т.д), главный на ГКП командир корабля, в его отсутствие СПК или вахтенный офицер, из числа офицеров корабля, допущенных для управления кораблем. Все команды подаются с ГКП, а в базе еще и из рубки дежурного. Так вот ежедневный, а в каждый понедельник еженедельный осмотр и проворачивание тех.средств длится по времени 50 минут, за которые каждый военнослужащий, грубо говоря, облизывает вверенную ему технику и доводит ее до идеала, т.е. если в заведовании у матроса находится один радиопередатчик, матрос должен 50 минут стряхивать с передатчика пылинки, проверить все параметры, работоспособность, а по окончанию доложить непосредственному начальнику о проделанной работе, опять же это в идеале, на самом деле к данному мероприятию относились с пренебрежением и огромным нежеланием, т.к у корабля который постоянно выходил в море, аппаратура и так работала безукоризненно, а если и были какие-то проблемы, то вызывались специалисты судо-ремонтной мастерской СРМ и все исправляли они, матросы могли только протереть пыль, включить и выключить аппаратуру.Вот вам еще одно мероприятие из распорядка дня к которому подходили формально, а то, ни много не мало, час рабочего времени, и что вы думаете делали в это время офицеры?правильно или валяли дурака или занимались бумажной волокитой, которой из года в год становилось все больше и больше. Матросы в это время были предоставлены сами себе. Далее после окончания осмотра тех.средств в зависимости от дня недели проходили различные занятие или по воспитательной части( информирование или общественно-государственная подготовка), которые проводил заместитель командира корабля по воспитательной работе ЗКК(о нем позже расскажу, это вообще, по моему мнению самый бесполезный офицер на корабле) или занятия по боевой подготовке. Боевая подготовка особый вид подготовки военнослужащих, включающая в себя подготовку по тактике вооруженных сил, морскую подготовку, огневую подготовку, БЗЖ, специальную подготовку, РХБЗ, физическую подготовку и т.д и т.п. вообщем все чем должен обладать военно-морской специалист. Так вот боевая подготовка на кораблях в принципе велась, с горем по-полам, но велась, отрабатывались нормативы, сдавались зачеты, матросы любили данные мероприятие и относились к ним положительно. По окончанию занятий, как говорится, война войной, а обед по расписанию, обед на флоте, друзья мои, длится два часа с 13.00 до 15.00, в чем прикол сейчас расскажу, после приема пищи(еда на флоте всегда была отменная, как у начальства, так и у матросов-срочников, наедались всегда до отвала, за мою службу жалобы были очень редки, готовили много и вкусно) наступал адмиральский час(это также святое мероприятие в ВМФ со времен Петра 1, давался целый час для отдыха экипажа)все по команде просто спали целый час!!!!!!(на гражданском судне обед с 12.00 до 13.00, только для приема пищи, ну и небольшой перекур)это еще один военно-морской прикол к которому я долго привыкал, но наверно больше положительный, вот к этому все относились серьезно и с огромной ответственностью, в отличии от малой приборки. После обеда обычно происходили различные корабельные работы или занятия по планам командиров боевых частей. На каждом корабле неслось круглосуточное дежурство и вахта, поэтому в распорядке дня было предусмотрена подготовка нового суточного наряда и вахты, новый суточный наряд освобождался от послеобеденных работ и занятий и готовился к заступлению в наряд(сон, подготовка формы одежды, повторяли знания специальных инструкций) после чего совместно с новыми суточными нарядами к 18.00 выходили на пирс дивизии, строились напротив кораблей, где новый дежурный по части производил инструктаж и проверку всего нового суточного наряда дивизии, после чего убывали на свои корабли и принимали у старого наряда дежурство и вахту(проверяли общий порядок на корабле, документацию дежурно-вахтенной службы, получали неиспользованные поручения выше-стоящих начальников и т.д.). Ровно в 18.30 на всех кораблях происходила смена дежурства и вахты, а новый дежурный по кораблю, совместно с старым прибывали к командиру корабля с докладами о смене, и так каждый день!!!!!!Дежурный по кораблю отвечает на корабле за все, абсолютно за все!!!!мы всегда его называли дежурной ж....., вместе с дежурным по кораблю на сутки обычно оставался руководитель ДВС, обычно из числа офицеров командования корабля, вот еще один морской прикол, который я до сих пор не понимаю,т.е. помимо дежурного по кораблю, который обычно заступал из числа офицерского состава, допущенного приказом командира части к дежурству, оставался еще один офицер на борту корабля!!!!!!как бы старший над дежурным, ахинея какая-то(кто знает из бывших может пояснит?), и конечно этот старший офицер нифига не делает и не контролирует, а просто находится потому что положено, а то как не крути считается ночным дежурством и заносится в книгу учета служебного времени. После смены дежурства и вахты проходил ужин личного состава, после чего военнослужащие по контракту(офицеры и мичмана)убывали с борта корабля по домам, а у остальных начиналось личное время, матросы писали письма, подшивали форму, смотрели телевизор, играли в шашки и шахматы. Далее по распорядку дня проходила вечерняя поверка,еще одно формальное мероприятие на кораблях ВМФ, существующее до сих пор, экипаж, оставшейся на борту, по команде дежурного по кораблю выстраивается в положенном месте, после чего дежурный по кораблю проверяет наличие личного состава, и докладывает по телефону дежурному по части, после проходит вечерний чай(где обычно матросы пили чай с бутербродами) и начинали отходить ко сну. В 23.00 по кораблю подавалась команда ОТБОЙ и все кроме дежурно-вахтенной службы укладывались по койкам до 06.30 утра. Вот в принципе краткий отчет по распорядку дня на военно-морском корабле, находясь на службе в море распорядок соответственно другой, но об этом в следующий статьях на моем канале, подписывайтесь и не забывайте ставить лайки, до новых встреч.