108 подписчиков

"Одержимость": как Шазелл хакнул Голливуд, часть 1

200 прочитали

В статье «Три тенденции современного кинематографа, которые бесят» я писал о том, что от проектов для больших экранов медленно начинают отказываться культовые постановщики, а их «сменщики», число которых еще несомненно вырастет, не выглядят как абсолютно равнозначная альтернатива. Однако и в том материале был позитив: «хоть среди толпы ремейков и можно найти интересный взгляд Брэдли Купера на историю и постановку много раз переснятого "Звезда родилась", или действительно новаторские для поколения ленты вроде "Ла-Ла-Ленда" и "Одержимости" Шазелла (который, судя по "Человеку на Луне", может и в студийные проекты).»

Дэмьен Шазелл - это самородок современного кинематографа.

Последнее, что мы помним о мюзиклах - «Чикаго», который, по мнению значительной части аудитории незаслуженно, взял Оскар за лучшую картину в нулевые.

"Чикаго"
"Чикаго"

Индустрия изменилась и если конец десятилетия-начало десятых светилось за счет всеобщего помешательства на лауреатах престижных премий, вроде «Миллионера из трущоб» и «Жизни Пи», то позже на арене массового кино установились монополисты-блокбастеры, постепенно отошедшие от тестостероновых «Неудержимых» в сторону мультивозрастных «Мстителей». Я не говорю, что это плохо: это всего лишь правила рынка, в которых тем не менее существуют и появляются шедевры, к тому же российские зрители все чаще и чаще интересуются авторскими работами, получившими признаниями на престижных фестивалях, а кино-пресса процветает так, что в ней нашлось место даже для «Культурного кино». Тем не менее, касса у супергероев, в то время как мюзиклы стали атавизмом - они вроде бы иногда появляются, но их стараются превратить хотя бы в танцевальный «Шаг вперед», ибо 2 часа пения и игры на инструментах аудиторию привлекают слабо.

"Шаг вперед"
"Шаг вперед"

Современные музыкальные картины не уделяют достаточно внимания теме становления музыканта на этапе, когда тот еще учится азам. Классическая схема - это Меркури, который вдруг начинает потрясающе петь на стоянке, локально-популярная группа открывает рты от изумления и берет его в свой перспективный состав. До «Одержимости» не существовало и моды на драмы о подноготной жизни артистов - единственное, что приходит на ум - «Преступить черту» о Джони Кэше.

Шазелл пришел со своим видением кинематографа и собственной историей:

Дэмьен Шазелл
Дэмьен Шазелл

Родители Дэмьена - писатель и профессор истории в колледже мама Силия и защитивший диссертацию в «Йеле» Бернар Шазеллы. С детства будущий режиссер увлекался кино и музыкой, а во время учебы в старшей школе учился игре на барабане в джазовом оркестре, преподаватель, в котором был настолько требователен к юноше, что тот, решил сконцентрироваться на кинематографе. После школы Дэмьен изучал кинематограф в «Гарварде», откуда выпучился в 2007-ом.

"Гай и Мэдлин на скамейке в парке"
"Гай и Мэдлин на скамейке в парке"

Первой работой режиссера стал поставленный и написанный им независимый проект «Гай и Мэделин на скамейке в парке», который холодно приняли как в плане сборов, так и в плане оценок довольно небольшой аудитории. После «Гая и Мэделин» Шазелл выступал со-сценаристом в картинах «Последнее изгнание дьявола: второе пришествие» и «Торжественный финал».

После «Торжественного финала» Шазелл решил сконцентрироваться на сценариях для собственных проектов и написал историю о барабанщике Эндрю, который учится игре на барабанах в лучшем джазовом училище страны у зачастую неадекватно требовательного преподавателя Теренса Флетчера.

-Вот скажи мне американец, в чем сила? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда - тот и сильнее.

Сила истории фильма, и важное отличие от легших в ее основу событий из жизни режиссера, в том, что Шазелл сместил акценты и показал не как все было, а как все должно было быть. Когда у постановщика спрашивали почему он пришел в кинематограф, а не повторил путь к триумфу, по которому прошел его герой, Дэмьен ответил, что для этого он недостаточно талантлив. Он, конечно, лукавит, и главное доказательство тому его кинематографическая работа над ошибками - Эндрю. Вероятно, с возрастом Шазелл понял, что наставник вел себя аки деспот не для удовольствия и не от психологических проблем, а потому что надеялся в строгости раскрыть талант учеников. Так и появилась сцена, в которой Теренс говорит, что «охранять как пытался» найти нового Чарли Паркера, а также произносит знаменитое «нет в нашем языке слова хуже, чем «молодец».

Скрипт "Одержимости" цеплял многих продюсеров, но все от него по тем или иным причинам отказывались, а со временем фильм угодил в "Черный список лучших сценариев". Примерно в 2012-ом году с Демьяном связалась продюсерская компания "Blumhouse Productions", а Джейсон Райтман посоветовал готовить проект к фестивалю "Сандэнс".

Дэмьен рассказывал, что во времена учебы в училище, его мучали кошмары, в которых он теряет темп, а преподаватель кричит ему "Are you rushing or drugging" и "Not quite my tempo". Сцену именно с этими фразами было принято использовать для короткометражной версии картины, на роль Терренса в которой уже согласился Джонатан Симмонс, так же известный как ДжейКей.

На примере короткометражки видна важность работы Film Crew:
▪️на роль Эндрю утвердили молодого и, будем честны, не шибко талантливого актера Джонни Симмонса. Безусловно, для короткометражки хватило и такого актера, но после просмотра полной версии С Майлзом Теллером становится ясно, что картина потеряла бы весь свой драматизм, оставь Шазелл роль Симмонсу.
▪️Заметна работа художника-постановщика. В частности отмечают работу со светом: легкие безэмоциональные цвета в коротком метре и теплые тесные оценки студии из финальной версии.

Полнометражна стала рекордсменом по многим параметрам: благодаря хорошей музыкальной школе Теллера группа сэкономила время на его обучении, но времени до "Сандэнса" 2014-ого оставалось мало. Режиссер-дебютант поставил свой первый проект с профессиональными актерами всего за 19 дней, в один из которых Майлз работал с сотрясением мозга, потому что накануне попал в аварию.

106-и минутную картину успели смонтировать за месяц и заявить на фестиваль, по результатам которого права на ее дистрибуцию выкупила "Sony".
Картину сходу стали называть серьезной работой зрелого автора, а не молодого парня, который в перспективе может снять что-то интересное. Лента получила 5 номинаций на Оскар, из которых выиграла три за "Лучшую мужскую роль второго плана", "Лучший монтаж" и "Лучший звук", а Дэмьен получил финансирование на проект своей мечты, о котором поговорим в другой статье.

В статье «Три тенденции современного кинематографа, которые бесят» я писал о том, что от проектов для больших экранов медленно начинают отказываться культовые постановщики, а их «сменщики», число...-5

Я не знаком с тонкостями игры на барабанных установках и не могу оценить достоверность картины в этом аспекте, хотя многие профессионалы и отмечают это как одно из достоинств ленты. Тем не менее, находятся и ее критики, но ссылаются они как правило на свой любительский опыт. Оставлю здесь отзыв одного барабанщика-любителя, который критикует картину вместе со своим преподавателем - слишком известным барабанщиком, который играл в слишком известной группе, но имя которого автор не назвал, потому что нам оно ничего не даст, а интернетом мы правильно пользоваться не умеем.
https://otzovik.com/review_2479547.html