Осенью 2011 года я проехал на велосипеде всю Италию — от Милана до Палермо. Это было худшее и самое важное путешествие в моей жизни. Первая и главная ошибка: готовиться я начал месяцев за девять, причём, делал это бессистемно, но думал о предстоящей поездке постоянно. То есть большую часть года прожил в ожидании одного-единственного события, полностью лишив себя возможности нормально существовать в настоящем.
За это время у меня сформировались вполне конкретные ожидания и представления о целой стране, не имеющие, как позже выяснилось, к этой самой стране никакого отношения. В итоге в течение месяца я искал по всей Италии то, чего там в помине нет и не может быть по определению. Не находя этого снова и снова, ничего, кроме ярости и усталости я не чувствовал.
Предвкушение может испортить как жизнь до поездки, так и само путешествие. Ожидания не бывают не-завышенными.
К настоящему моменту я перебывал в стольких городах и таких удаленных углах Италии, до которых 99% итальянцев не добираются в течение жизни, не говоря уже о туристах. Для меня нет места роднее. Но на то, чтобы это понять, да чтобы элементарно её полюбить, понадобился не месяц наедине с велосипедом и не почти год, потраченный впустую, а нечто совершенно другое.
Теперь подготовка к любой, даже самой длительной поездке занимает у меня от двух часов до двух дней. А ждать путешествия я начинаю, только когда сажусь в самолет.
Практические советы
Поскольку сезон только начинается, попробую сформулировать несколько советов тем, кто подумывает отправиться в длительное велопутешествие.
⠀
1. Первое и главное: необходимо пить много воды. Минимум каждый час, а не когда захочется. Жажда и обезвоживание — два главных и самых коварных врага, которые могут не проявляться очень долго. Но потом — бибиди-бобиди — вы где-нибудь в горах, внезапно обнаружили, что не можете пошевелиться, до ближайшего населенного пункта километров 10, а рядом с горящим кустом танцует пингвин. На самом деле, галлюцинации — это не весело. Как пишут в плохих романах, из вас постепенно утекает жизнь. Только это чушь собачья: утекать из вас, как мы уже выяснили, нечему.
⠀
2. Есть тоже надо много, причем, много такого, чего в обычной жизни много нельзя: печенье, шоколадные батончики, мороженое. Короче, быстрые углеводы. Потому что вашему организму, который, учитывая нагрузки, всю эту вкусную дрянь сожжет без остатка, энергия нужна прямо сейчас.
⠀
3. В странах, где лето — лето, а не карикатура южных зим, важно помнить, что время с 12. 00 до 16. 00 (как минимум) необходимо проводить в тени. Это не буржуазное излишество, а условие выживания. Одно из моих любимых стихотворений Дмитрия Воденникова начинается так:
⠀
«Я — сбрасываю кожу, как змея,
Я — как крапива, прожигаю платье»
⠀
Крышесносящая, виртуозная метафора. Но если будете пренебрегать сиестой, очень скоро переживете это не в метафорическом, а самом что ни на есть буквальном смысле.
⠀
4. Отправляться в любое, а особенно длительное велопутешествие нужно на хорошенько обкатанном велосипеде. Ни в коем случае не новом. Все, что может сломаться, уже должно быть сломано и заменено. Если вы внимательны к велику, в какой-то момент он просто перестанет вас подводить, а вы, в свою очередь, будете понимать, как с ним обращаться, чтобы не повредить. Вы должны научиться чувствовать его как часть тела — звучит до оскомины пафосно, но это единственная правда о том, как избежать серьезных поломок.
⠀
5. Сколько тренироваться до. Если вы ездите на велосипеде хотя бы пару раз в неделю и ежедневно проходите хотя бы 10 000 шагов (это, если что, немного), какие-то специальные продолжительные тренировки не нужны. Начать ежедневно готовиться стоит недели за две, в течение которых вы предпримите три заезда, например, по 60, 80 и 100 километров соответственно, а в остальные дни просто будете кататься в свое удовольствие. В целом, этого достаточно.
⠀
6. Две из трех пробных вылазок можно совершить более-менее налегке; в третий, итоговый заезд необходимо взять с собой все, что будет в дороге — рюкзак, разгрузки, палатку и т.д. К багажу тоже необходимо привыкнуть, а главное, вы на собственном опыте максимально быстро усвоите одно из самых важных правил: спина должна быть разгружена, насколько это возможно.
⠀
7. И вот вы в пути. Какое расстояние преодолевать ежедневно? На мой взгляд, оптимальный вариант — 100 километров в день. Иногда можно делать 120-150, иногда и 200, но в целом это ни к чему. Все же вы не на велогонке, и ваша цель — не просто перемещение из одной точки в другую.
⠀
8. Дней через 10 относительно непрерывной езды вам, скорее всего, покажется, что у вас кончились силы. Но если соблюдаете пункты 1, 2 и 3, вам именно что покажется. Один из главных уроков, которые усваиваешь во время таких поездок заключается в том, что у нас, как выясняется, крайне поверхностные представления о пределе собственных сил.