412 подписчиков

Что стоит знать, открывая готический роман 19 века

Готический роман конца 18 — начала 19 века — это обязательно история с тайной, желательно, не имеющей рационального объяснения.

Готический роман конца 18 — начала 19 века — это обязательно история с тайной, желательно, не имеющей рационального объяснения. Мрачное поместье, окутанное туманами с пустошей, всюду виден упадок и разложение. Героев тяготит дурная наследственность, преступления предков, словом, рок в самом плохом смысле слова.

И вот во всех этих декорациях разворачивается жуткая история, что-нибудь на тему ответственности детей за грехи отцов или ответственности ученого за свои открытия.

Если этого не достаточно, можно добавить жути, нагнав монстров из средневековых страшилок (изначально a gothic tale как раз-таки означало «средневековая история»). Големы, призраки, оборотни, вампиры, ух, всех сразу в одну книжку, конечно, не кладут, но даже по одному монстры весьма впечатляют отвыкших от страшилок читателей.

Напомню, ведь на дворе конец 18-го — начало 19-го века, в литературе еще сильны идеи Просвещения, классицизм, все дела. Человек разумен, добр и способен справиться с любыми испытаниями судьбы, если будет разумен и добр, можно еще раза три повторить, ведь от нравоучений человек становится только разумнее и добрее.

Долго так продолжаться не может, в ответ на рациональный классицизм поднимает голову неистовый романтизм, полный смятения чувств и безудержных рыданий по любому поводу, еще бы, ведь человек не столько разумное, сколько невероятно эмоциональное существо.⠀

Итак, на смену разумному и чудовищно скучному классицизму уже спешит чувствительный и экзотичный романтизм, но смена эпох произойдет чуть позже, в первой трети 19 века. А пока классицизм всем надоел, романтизм еще только начинает оформляться…

Тут-то нишу и занимает готический роман. Страшилки про монстров, показывающие, что человек-то не так уж разумен и добр, как нам хотелось бы, а мир не так уж познаваем и объясним, как мы привыкли считать. Разумеется, они сразу стали бестселлерами своего времени.

Отголоски этой популярности можно наблюдать и сейчас, некоторые тексты так прочно вошли в культуру, что их персонажи стали почти что супергероями: Франкенштейн и его чудовище, Дракула и Ван Хельсинг, доктор Джекил и мистер Хайд…

В Википедии указано более 70 фильмов, в которых так или иначе обыгрывается история ученого Виктора Франкенштейна. Вот, например, кадр из самой свежей киноверсии — фильма "Виктор Франкенштейн" 2015-го года.
В Википедии указано более 70 фильмов, в которых так или иначе обыгрывается история ученого Виктора Франкенштейна. Вот, например, кадр из самой свежей киноверсии — фильма "Виктор Франкенштейн" 2015-го года.

Топ-5 готических романов, переживших своё время

  • Мэри Шелли «Франкентшейн»
  • Брэм Стокер «Дракула»
  • Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
  • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Гастон Леру «Призрак оперы»
История о Призраке Оперы стала невероятно популярной после мюзикла Эндрю Ллойда Вебера. Бродвейская постановка мюзикла (фото оттуда) идет с конца 80-х и до сих пор, сыграно уже более 10 тысяч спектаклей, только представьте.
История о Призраке Оперы стала невероятно популярной после мюзикла Эндрю Ллойда Вебера. Бродвейская постановка мюзикла (фото оттуда) идет с конца 80-х и до сих пор, сыграно уже более 10 тысяч спектаклей, только представьте.

И еще несколько текстов, очень популярных в своё время, но сейчас менее известных⠀

  • Хорас Уолпол «Замок Отранто»
  • Анна Радклиф «Монах»
  • Чарльз Мэтьюрин «Мельмот Скиталец»
  • Эдагар По «Падение дома Ашеров», «Береника», «Лигейя»
  • Эрнст Теодор Амадей Гофман «Майорат» (любопытно, что действие происходит в пос. Рыбачий Калиниградской области)
  • Чарльз Диккенс «Тайна Эдвина Друда»
  • Генри Джеймс «Поворот винта»
Иллюстрация Мани Соль к повести Э.Т.А. Гофмана "Майорат"
Иллюстрация Мани Соль к повести Э.Т.А. Гофмана "Майорат"

Для современного читателя готический роман может показаться наивным, затянутым и совсем не страшным. Однако для своего времени это был качественно новый тип литературы. Мне кажется, массовую литературу можно отсчитывать с готического романа, потому как именно в нем появились зачатки современных детективов, хоррора и даже научной фантастики.

Расскажите, читали ли вы готические романы? Как они вам на современный взгляд? Стоят потраченного времени?

С год назад читала «Призрака оперы», так чуть ли не в голос хохотала, такие там все наивные и психически неустойчивые, что хочется каждому персонажу надавать оплеух.

***

Подписывайтесь на канал boo.booka, если вам интересна литература и небанальные подборки книг. Например, вот ещё пара любопытных постов: