Готический роман конца 18 — начала 19 века — это обязательно история с тайной, желательно, не имеющей рационального объяснения. Мрачное поместье, окутанное туманами с пустошей, всюду виден упадок и разложение. Героев тяготит дурная наследственность, преступления предков, словом, рок в самом плохом смысле слова.
И вот во всех этих декорациях разворачивается жуткая история, что-нибудь на тему ответственности детей за грехи отцов или ответственности ученого за свои открытия.
Если этого не достаточно, можно добавить жути, нагнав монстров из средневековых страшилок (изначально a gothic tale как раз-таки означало «средневековая история»). Големы, призраки, оборотни, вампиры, ух, всех сразу в одну книжку, конечно, не кладут, но даже по одному монстры весьма впечатляют отвыкших от страшилок читателей.
Напомню, ведь на дворе конец 18-го — начало 19-го века, в литературе еще сильны идеи Просвещения, классицизм, все дела. Человек разумен, добр и способен справиться с любыми испытаниями судьбы, если будет разумен и добр, можно еще раза три повторить, ведь от нравоучений человек становится только разумнее и добрее.
Долго так продолжаться не может, в ответ на рациональный классицизм поднимает голову неистовый романтизм, полный смятения чувств и безудержных рыданий по любому поводу, еще бы, ведь человек не столько разумное, сколько невероятно эмоциональное существо.⠀
Итак, на смену разумному и чудовищно скучному классицизму уже спешит чувствительный и экзотичный романтизм, но смена эпох произойдет чуть позже, в первой трети 19 века. А пока классицизм всем надоел, романтизм еще только начинает оформляться…
Тут-то нишу и занимает готический роман. Страшилки про монстров, показывающие, что человек-то не так уж разумен и добр, как нам хотелось бы, а мир не так уж познаваем и объясним, как мы привыкли считать. Разумеется, они сразу стали бестселлерами своего времени.
Отголоски этой популярности можно наблюдать и сейчас, некоторые тексты так прочно вошли в культуру, что их персонажи стали почти что супергероями: Франкенштейн и его чудовище, Дракула и Ван Хельсинг, доктор Джекил и мистер Хайд…
Топ-5 готических романов, переживших своё время
- Мэри Шелли «Франкентшейн»
- Брэм Стокер «Дракула»
- Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
- Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
- Гастон Леру «Призрак оперы»
И еще несколько текстов, очень популярных в своё время, но сейчас менее известных⠀
- Хорас Уолпол «Замок Отранто»
- Анна Радклиф «Монах»
- Чарльз Мэтьюрин «Мельмот Скиталец»
- Эдагар По «Падение дома Ашеров», «Береника», «Лигейя»
- Эрнст Теодор Амадей Гофман «Майорат» (любопытно, что действие происходит в пос. Рыбачий Калиниградской области)
- Чарльз Диккенс «Тайна Эдвина Друда»
- Генри Джеймс «Поворот винта»
Для современного читателя готический роман может показаться наивным, затянутым и совсем не страшным. Однако для своего времени это был качественно новый тип литературы. Мне кажется, массовую литературу можно отсчитывать с готического романа, потому как именно в нем появились зачатки современных детективов, хоррора и даже научной фантастики.
Расскажите, читали ли вы готические романы? Как они вам на современный взгляд? Стоят потраченного времени?
С год назад читала «Призрака оперы», так чуть ли не в голос хохотала, такие там все наивные и психически неустойчивые, что хочется каждому персонажу надавать оплеух.
***
Подписывайтесь на канал boo.booka, если вам интересна литература и небанальные подборки книг. Например, вот ещё пара любопытных постов: