Возможности медицины безграничны. Ограничены возможности пациентов. (Роберт Шекли)
В то время как прогрессивный мир начал применять в медицине нанотехнологии, мы наивно поверили, что бороться с недугами станет легче. Мы живем в открытом информационном мире, в котором сведений о новых разработках, достижениях мировых исследовательских центров, а также о новых методах лечения предостаточно. Мы не ограничены телевещанием, которое, если вспомнить нацтелевидение, эту тему старательно обходит стороной. А если обратиться к «старшему брату» - российскому ТВ, то оно до сих пор учит нас правильно какать или выпускать шептуна. Западные врачи научились выращивать части тела, трансплантировать органы, успешно поддерживать продуктивность жизни диабетиков, онкобольных, вич-инфицированных, людей с ограниченными возможностями. И все это для нас звучит как сюжет научно-фантастического романа. Понятно и совершенно естественно, что в 21 веке, спустя почти 60 лет после полета в космос первого человека, наука, в том числе и медицинская, ставит перед собой каждый раз все более сложные задачи. Потому что нет ничего важнее здоровья, улучшения качества и продолжительности жизни человека. Мировые ведущие и просто рядовые клиники (не берем в расчет научно-исследовательские центры) и другие медучреждения, стараются оснастить свои операционные, лаборатории, лечебные и физиотерапевтические кабинеты самым передовым оборудованием и медикаментами нового поколения. И тенденция эта продолжается очень давно. Где бы вы не жили, вы всегда будете доверять клиникам Германии, Израиля и Соединенных Штатов. Из ближнего зарубежья – Турция, Иран Украина, Беларусь.
Обратимся к новейшей истории. В то время как прогрессивное человечество уже бороздило космические пространства, начало деятельности вновь избранного главы медицинского ведомства Азербайджана было ознаменовано судьбоносным указом, который произвел революцию в развитии отечественной терапии. Распоряжение было призвано решить все проблемы предыдущего правления. А именно, все больницы республики в обязательном порядке должны были затариться ацетилсалициловой кислотой, то есть, аспирином. Вообще первые распоряжения наших министров сродни анекдотам. Они давно стали нарицательными выражениями. По большому счету, это случайные люди, которые кардинально не в состоянии решить ни одну проблему. Их можно сравнить с американскими президентами, которые сами по себе ничего не решают. Есть политика американского государства, которое с первых своих дней продекларировало свободу и демократию, цели и задачи для того, чтобы стать мировым лидером. И поэтому адресные решения местного порядка не идут вразрез с интересами государства, а как раз с ними пересекаются. Все на пользу страны и нации. Решения наших министров тоже не идут вразрез с концепцией развития той или иной сферы. Судя по результатам работы министров и подчиненных, единственная концепция развития этих сфер - пропасть. А там уже не важно, сколько в больницах аспирина или анальгина. И вообще, почему именно аспирин, а не жизненно важный инсулин? Советское прошлое, а мы его продукт, невольно наводит на мысль: аспирин как средство от похмелья. То ли это стереотип, сложившийся о врачах, которые распивают в своих ординаторских разбавленный медицинский спирт, то ли личные проблемы самого министра.
С давних пор больница в сознании гражданина представляется предпоследним пристанищем, последнее – кладбище. Почему-то так сложилось, что больница так и не стала лечебным заведением. Ни что не поменяло наше восприятие, ни что за это время не изменилось в нашем сознании. Мы все также думаем, что люди попадают в государственную больницу, чтобы умереть. Мало того, что койко-место равнозначно парковочному, так еще и выписаться бесплатно не получится. Даже если у тебя нет денег, при помощи шантажа и вымогательства, они появятся. А речь о том, чтобы получить бесплатную операцию или процедуру не идет уже очень давно. Платная операция это все равно, что зеленая трава, голубое небо и соленое море. Никому не придет в голову оспорить эти понятия. И если для частных клиник платные услуги должны быть естественным явлением, то для государственных - вопиющими. Строго говоря, в государственных клиниках вы получаете услуги чуть дешевле, чем в коммерческих.
Почему до сих пор у нас нет медицинского страхования граждан, благодаря которому, в течение года гражданин своей страны имеет право получить определенное количество бесплатных медицинских услуг? Мы не берем в расчет страхование иностранных компаний, корпораций, солидных структур, которые страхуют своих работников по собственной инициативе.
Вопиющий случай произошел этой весной с гражданкой Азербайджана, у которой родился недоношенный ребенок. Рожать пришлось в частной клинике, в которой были все необходимые условия особого ухода для недоношенных детей. Пребывание ребенка в инкубаторе клиники обходилось семье в 600 AZN в сутки. Отец семейства, видя, что не справляется с непредвиденными финансовыми расходами, в срочном порядке продал машину. Однако денег, полученных после продажи автомобиля, все равно не хватало на оплату дорогостоящих услуг по спасению жизни малыша. Родители в панике решили перевести ребенка в государственный роддом, в котором, в отличие от частной клиники, суточная оплата составляла 200 манатов. И все бы ничего, но к ужасу молодых родителей в роддоме не было свободного инкубатора. По словам медицинского работника, все имеющиеся емкости были заняты и даже не одним, а несколькими детьми одновременно. Продав все, что можно, воспользовавшись помощью родственников, родители ребенка вытянули. А сколько детей было потеряно «благодаря» отсутствию государственной страховки и всего того необходимого, что сохранило бы жизни тысячам детей. По статистике, младенческая смертность составляет 11.1 смертей на тысячу (2019 год). И если в семье нет машины, которую можно продать, нет сердобольных родственников, готовых прийти на помощь, остается уповать на Бога, но никак не на отечественную медицину.
Все, что не касается амбулаторного лечения, также не внушает оптимизма. Мы давно поняли, что существует классическая схема зарабатывания на наивных пациентах, в частности, на диагностике и рецептах. Давно канули в историю времена, когда врач профессиональным и опытным взглядом, на основе симптомов и анализов, мог поставить точный диагноз. Мы уже не говорим об определении пола будущего ребенка. С чем бы мы не пришли к врачу, с больной спиной или головой, вас ждет направление на УЗИ или МРТ. И то, и другое, как выясняется, абсолютно неполезно для человеческого организма и, зачастую, не так уж необходимо. Цены на «сканирование» человеческих органов, конечно же, варьируются в зависимости от клиники, но назвать их недорогими, а в случае с МРТ -приемлемыми, не поворачивается язык. У стоматологов вас ждет рентген, у гастроэнтерологов – эндоскопия, у невропатолога – МРТ головы, у кардиолога – эхограмма и далее по списку. В данном случае говорить о врачебной практике, опыте и высоком профессионализме не приходится. Приходится радоваться, когда врач может хотя бы правильно прочесть результаты «сканирования». Все частные клиники заполнены современным оборудованием. Технический прогресс выполнил свои задачи перед человечеством. Однако профессиональный уровень врачей не в состоянии «воспользоваться» чудо-техникой.
Что касается рецептов, выписываемых врачами, то ставится одна цель – напустить туману, чтобы выписать препараты подороже. И хотя в аптеках продаются недорогие аналоги с тем же действующим веществом, нас давно приучили платить за торговое наименование в два, а то и в три раза дороже.
Кстати, немало случаев и с неправильными диагнозами, которые опровергали врачи соседнего Ирана. У многих из нас есть знакомые с онкопроблемами, которым отказывали здесь и помогали в соседнем Иране. Все как один твердят, что в сравнении с нашими расценками, у иранцев это стоило копейки.
В принципе ничего нет удивительного в том, что наши студенты едут за границу для получения образования. Наше министерство просвещения создало все условия для того, чтобы абитуриенты убегали из страны. То же самое происходит и в здравоохранении. Ознакомившись с расценками и столкнувшись с непрофессионализмом местных эскулапов, те, у кого есть мозги и кто находит нестыковки между симптоматикой и диагнозом, будут искать эту медпомощь на стороне, то есть, за пределами Азербайджана.
Граждане врачи, помните о данной вами клятве. «Если можете помочь - помогите. Если нет - хотя бы не вредите».
Дорогие читатели! Вы поможете нам развиваться дальше, если
поставите ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИШЕТЕСЬ НА КАНАЛ.
Мы действительно ценим каждого читателя. Спасибо!