На днях разговорился с таксистом, который стал мне жаловаться на своих маленьких детей не «отлипающих ни на минуту» от смартфона и планшета. Ситуация зашла настолько далеко, что они с женой попросту не могут ни под каким видом забрать у своих первоклассника и третьеклассника гаджеты, не опасаясь при этом самой настоящей истерики и страшной обиды, которая может продлиться несколько дней.
«Сынок, иди погуляй на улице, в футбол с друзьями погоняй… - говорю я ему – сетовал озадаченный отец, - а он ни в какую… Помню нас в детстве родители не могли дозваться с улицы, а теперь не выгонишь! То же и с учёбой… Им просто не интересно о чём рассказывает учитель, да и на месте усидеть трудно – рука так и тянется к мобильнику…»
Не однажды приходилось слышать такие жалобы и они всегда меня просто шокировали. Шокировали тем, что, родители, вполне осознавая опасность таких уже явно болезненных пристрастий своих детей, банально не могут строго настрого запретить своему чаду ими пользоваться.
Вот и на мой вопрос, почему же он не заберёт у сына-двоечника смартфон, грустный отец так и не смог толком ответить.
А ответ-то довольно прост: большинство современных родителей иногда сами того не сознавая всей душой восприняли западные модели взаимоотношений со своими детьми которые базируются на нескольких весьма не бесспорных постулатах.
Первый постулат, незаметно подрывающий всю педагогику базируется на довольно простом и привлекательном, как может показаться, утверждении того тезиса, что человек по своей природе склонен к добру и созиданию и нужно лишь только создать ему условия для реализации всего того положительного, что есть у него в душе.
Ну а второй постулат, прямо вытекающий из первого, утверждает необходимость т. н. «партнёрских» отношений со своими детьми. Отношений, в которых нивелируются или же становятся совсем ненужными понятия иерархии и послушания старшим. Даже с маленьким ребёнком, в рамках таких отношений нужно договариваться а запреты, простите за тавтологию, становятся запретными.
Такая постановка вопроса, по сути отменяющая взгляд на ребёнка как на предмет воспитания, в конечном счёте в корне разрушает всю педагогику делая её ненужным атавизмом.
Нередко нерадивые родители, которые очевидно сами ещё не успели повзрослеть, вяло оправдываются: «Ну что мне с ним делать? Я ему запрещал играть в компьютерные игры целыми днями и «зависать» в интернете, но он не слушается…» Это похоже на фразу: «Я ему запрещал употреблять наркотики, но он не слушается…» Или: «Я ему запрещал ездить на мотоцикле с закрытыми глазами, но он не слушается…». Кто-то скажет, что сравнения слишком спекулятивные, но на самом деле и здесь и том итог один – смерть духовная, душевная и телесна. Разве что в случае с игроманией и интернет зависимостью всё более растянуто по времени.
Впрочем, мне иногда думается, что к «партнёрским» отношениям со своими детьми родителей толкают даже не столько какие-то теоретические постулаты, а элементарная лень, при которой маме легче посадить ребёнка перед телевизором и дать ему в руки смартфон чтобы самой «зависнуть» в соцсетях и рассматривать фотографии обеда съеденного на прошлой недели подругой.
Иногда хитрый бес нашёптывает родителям тщеславно желающим всегда нравиться своим детям: «запреты не только вредны для развития свободной личности, но они ещё и испортят ваши отношения на всю оставшуюся жизнь… Хочешь сохранить отношения с ребёнком и не оказаться в доме престарелых? Балуй своего ребёнка и давай ему то, что другие родители запрещают».
Конечно же всё это большой и лукавый обман. Выпускники школ и ВУЗов всегда с радость и благодарностью вспоминают именно строгих учителей и профессоров. Спортсмены – строгих тренеров. Строгих, кстати, не только к ученикам, но и в первую очередь к себе самим.
А успешные, духовно и материально реализовавшиеся люди – строгих, но справедливых и любящих родителей, способных оградить себя и своих детей от действия явного зла, последствия которого уже вполне можно сравнивать с наркоманией, разве что организм разрушается медленнее.
Помимо компьютерных игр ещё большей опасностью является ничем не ограниченный доступ в интернет который в лучшем случае иссушает мозг, так, что ребёнку становится совсем не интересен процесс познания (более того, у него возникает своеобразная иллюзия всезнайства, ведь он так много просмотрел сайтов и блогов).А в худшем – ребёнок может настолько осквернить ум и сердце, что никогда не сможет создать полноценную и счастливую семью.
Будем, дорогие друзья, внимательно относится к этому вопросу и постараемся понять, что хороший родитель в некоторых случаях, должен быть готовым причинить болезненное неудобство своему ребёнку, став для него на время суровым хирургом, не боящимся для спасения всего тела, отсечь загнившую его часть.