Итак, как мы выяснили в первой части статьи, из первых Книг Ветхого Завета следует, что светила и звезды небесные являют нам Волю Божию, и человек должен уметь читать знамения небес. Однако, сатана, "лжец и отец лжи", обольщающий людей, всякое знание пытается оторвать от веры в Бога и развернуть всякое знание против Его Воли. Не является исключением и знание "знамений небес". В первых четырех канонических книгах Моисеевых нет прямых указаний на греховность предсказателей, хотя, конечно, Вавилонское смешение языков можно и нужно рассматривать как запрет Бога на постижение тайн неба во имя своей гордыни.
В пятой книге, во Второзаконии, мы находим осуждение поклонения "воинству небесному". Моисей осуждает всякое идолопоклонство, в том числе и его разновидность — поклонение небесным светилам.
"19. И дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился, и не поклонился им, и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. 20. А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно." (Вт. IV).
И далее говорится о том, что народу Израиля Бог будет открывать будущее через Пророков — при этом только те из них от Бога, чьи слова будут сбываться (Вт. XVIII:15-22):
(15) Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, —
(16) так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
(17) И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.
(18) Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
(19) а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;
(20) но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.
(21) И если скажешь в сердце твоем: `как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?'
(22) Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его.
Иудеи с самого начала своей библейской истории были окружены народами, поклонявшимися самым разным богам, "воинству небесному", так что забота Моисея о чистоте веры в Единого понятна, не требует специальных комментариев и, очевидно, не отменяет изначальной Благой вести о звездном откровении, звездном послании Бога человечеству в целом и каждому человеку в отдельности.
Более того, мы были сильно удивлены, когда узнали, что некоторые люди до сих пор считают, что астрологи, якобы поклоняются небесным светилам, как божествам. Предположить такое в начале 21-ого века просто абсурдно. Мы можем с уверенностью сказать, что никто из известных нам серьезных астрологов никогда не имел подобных взглядов. Неужели можно предположить, что астрологи “не заметили” той эволюции, которую прошла человеческая цивилизация за прошедшие 2000 лет со времени прихода Спасителя в наш мир.
***
Многие люди, критикующие астрологию, апеллируют к 47 главе Книги пророка Исайи, где осуждается "дочь Вавилона" за свое немилосердное отношение к израильскому народу во время "вавилонского пленения". Господь, обращаясь к ней, говорит устами Исайи:
6. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. 7. И ты говорила: "вечно буду госпожою", — а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. 8. Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: "я, и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою, и не буду знать потери детей". 9. Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. 13. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес, и звездочеты, и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе.
В этом тексте Господь осуждает "дочь Вавилона" за все ее прегрешения и говорит о том, что ничто не может спасти ее от Его кары. Для верующего человека это урок того, что Воля Господня является единственной причиной и источником происходящих событий. И никакие знания не могут воспрепятствовать ее исполнению.
Поэтому здесь осуждается не астрология, а гордыня вавилонских жрецов, которые в своем ослеплении возомнили себя вершителями судеб народов, забыв об Отце Небесном. За эту гордыню их и постигла кара — Вавилонское царство пало, будучи завоеванным персами.
Ортодоксальные (жёсткие) христиане считают, что в этом отрывке содержится глобальный урок для всех ученых, а не только для астрологов. Суть его заключается в том, что знание не может заменить Веру, ибо только Вера связывает человека с Отцом Небесным. Поэтому если ученый теряет Веру, или является атеистом, то его знания неизбежно становятся источником греха. Очевидно, что ученые, создавшие ядерное оружие, совершили не менее тяжкий грех, чем вавилонские жрецы, поскольку результаты их научной деятельности чуть не погубили весь мир, и сейчас эта угроза продолжает довлеть над человечеством.
Я (Борис Романов), придерживаюсь относительно атеистов несколько иной позиции. Вообще, подчеркну, что мировоззрение отдельного человека — его личное дело. Атеизм отдельного человека — его личный выбор, и верующие не вправе осуждать атеиста за его выбор. Хорошо сказал об этом Карл Густав Юнг в книге «Ответ Иову» (раздел "Предварительные замечания"):
"Люди, способные верить, должны с несколько большей терпимостью относиться к своим ближним, которые в состоянии лишь мыслить. Человек, полагающийся на одну только веру и пренебрегающий мышлением, всегда забывает о том, что сам же сталкивает себя постоянно со своим кровным врагом: сомнением; ибо сомнение всегда таится там, где безраздельно господствует вера. Для человека мыслящего, напротив, сомнение — желанный гость, ибо может сослужить ему добрую службу как ступень, ведущая к более полному знанию".
Некоторые фрагменты написано при участии Сергея Евтушенко.
Продолжение следует (астрология в Кумранских рукописях, у ессеев)