После просмотра фильма «В августе 44-го» мне долгое время не давала покоя мысль: в какой-то момент в фильме что-то очень сильно не так. Немыслимо, дико, невероятно не так. Пока наконец при очередном пересмотре фильма в глаза не бросился приведённый ниже кадр, и меня осенило.
Нет, это не отсебятина режиссёра — в повести В. Богомолова «Момент истины» этот момент присутствует. Тогда что же не так с этим кадром? Попробуем разобраться. Вспомним, какие события сюжета ему предшествовали.
Итак, у лейтенанта Блинова, оперативника СМЕРШа, после наблюдения за двоими военнослужащими — Николаевым и Сенцовым — крепнут подозрения, что те — немецкие диверсанты высочайшей квалификации. Подозрения настолько веские, что к слежке за Николаевым и Сенцовым приступает уже оперативная группа капитана Алёхина в полном составе — фактически лучшие из лучших, асы военной контрразведки.
Далее подозреваемые останавливают попутный грузовой автомобиль с регистрационным номером «И 1-72-15» и занимают в нём места (один из них садится в кабину, второй — в кузов).
Алёхин и Блинов продолжают наблюдение с использованием служебного автомобиля. «Не высовывайся!» — приказывает Алёхин Блинову, когда тот перегибается из кузова к окну кабины, где сидит Алёхин. Всё правильно — правила конспирации. Не ровен час подозреваемые заметят слежку.
Затем грузовик группы Алёхина обгоняет машину не в меру обидчивого «старшего по званию», тот бурно возмущается, и Алёхин показывает ему удостоверение сотрудника контрразведки СМЕРШ. Вглядитесь в этот кадр ещё раз.
Как говорится — никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу... За спиной Алёхина отчётливо виден грузовик с регистрационным номером «И 1-72-15». С каким нескрываемым интересом, должно быть, любуются на поднятую Алёхиным аж на уровень глаз ярко-красную «корочку» из стоящей позади автомашины двое предполагаемых высококвалифицированных немецких диверсантов — один из кабины, второй — из кузова! С каким нескрываемым интересом, вероятно, и тот и другой наблюдают за реакцией «старшего по званию» на удостоверение Алёхина! Вот это высочайший уровень конспирации, куда там Блинову! И само собой разумеется — немедленный стопроцентный провал секретной операции стратегического значения, взятой на контроль Верховным Главнокомандующим, будь подозреваемые Николаев и Сенцов и в самом деле немецкими диверсантами. У тех, кто не знаком с дальнейшим развитием сюжета, вообще есть все основания заподозрить капитана Алёхина в пособничестве немецким диверсантам — есть ли более эффективный способ сообщить подозреваемым о ведущейся за ними слежке? Но зато оцените — какой красивый кадр получился!