Исторический роман «Ермак Тимофеевич» Н. Я. Гейнце был настоящим бестселлером своего времени. Его печатали большими тиражами, и все уходило влет. После первого издания в 1900 году эта книга стала воистину легендарным произведением. Но почему? Что в нем так привлекало читателей того времени?
Автором романа был Николай Эдуардович Гейнце (1852-1913). Бывший прокурор Енисейской губернии он стал популярнейшим писателем. И успел написать около сорока историко-бытовых романов и повестей, пользующихся широким спросом у читающей публики.
Его удивительная работоспособность заставляла современников подозревать, что он использует труд писателей-помощников («литературных призраков»). Такой вот русский «Александр Дюма-старший»!
Писал Гейнце, как и Дюма, романы-фельетоны, которые сначала печатались по главам в периодике (в журналах и газетах). Платили за них по главам. И поэтому в романе «Ермак Тимофеевич» насчитывается 50 глав. Это кажется много, но романы-фельетоны легко читаются и хорошо экранизируются. Они что-то вроде сериалов, только предназначены для чтения. В них много действия, и каждая глава – это некоторое самостоятельное и законченное событие (готовая серия).
Как известно, в каждом историческом романе главным персонажем является сама история, ее реальные факты и герои. Не стал исключением и роман «Ермак Тимофеевич».
Действие романа начинается в июле 1581 года, когда по рассказу Гейнце у Ермака начинаются любовные отношения с Ксенией Яковлевной Строгановой (вымышленным персонажем).
Попутно рассказывается о том, какими народами была заселена Сибирь (включая Урал), как складывались отношения русского царства с татарскими правителям Сибири (приход к власти Кучума), с акцентом на получение Строгановыми жалованных грамот от царя Ивана IV, разрешающих активно осваивать пограничные с Сибирью территориями. И, наконец, разрешение царя в 1574 году, позволяющее Строгановым самостоятельно начинать военные действия на территории Сибирского ханства.
Историю самого Ермака и «казачьей вольницы» Гейнце преподносит следующим образом.
Расцвет казачества наступает в связи с распадом и депопуляцией Золотой Орды. Почему обезлюдела Великая Степь? Сначала причиной была «Великая чума», а потом походы Тамерлана. И окончательно все испортили татарские междоусобицы. Степь становится пустынной, незаселенной и без власти, которая следила бы за порядком. Несколько десятилетий казачество (бродячие люди) будет чувствовать себя хозяином Степи.
Но в 1577 году Иван IV посылает на Волгу сильный военный отряд с воеводой Мурашевым, который начинает наводить порядок на купеческих путях. Казаки вынуждены либо подчиниться и начать сотрудничать с властями, либо погибнуть.
Ермак «со товарищи» выбирает третий путь – наняться на службу к частному лицу (Строгановым). Выбор Ермака обусловлен тем, что и сам казачий атаман и его ближние люди (пятеро сподвижников) такого уже натворили, что не могли заслужить себе снисхождение от царской милости.
Как считает писатель, Ермак прибыл к Строгановым в 1579 году, и с тех пор казаки выполняли роль «частной военной компании» на службе у Строгановых.
Зачем нужна вымышленная любовная история Ермака и Ксении Строгановой? Дело в том, что в романе ни Строгановы, ни сам Ермак не помышляют идти в Сибирь. Строгановы довольны существующим положением дел, казаки тоже пристроены к делу.
И только необходимость Ермака получить «вольную», «прощение» от самого царя Ивана Васильевича, чтобы жениться на Ксении Строгановой, служит причиной военного похода Ермака в Сибирь (с последующим присоединением ее к России и колонизацией). Вот так, ни много, ни мало, но любовь покоряет страны!
Последующие события романа охватывают исторический период с 1 сентября 1581 года (начало похода) по 6 августа 1585 года (дата смерти Ермака).
Любовная страсть Ермака, требующая скорейшего разрешения (женитьбы), по мнению Гейнца, наилучшим образом объясняет вопрос – почему казачий поход в Сибирь стартовал в такое неудачное время (перед самой зимой), когда передвижение по уральским и сибирским рекам для «русских конкистадоров» становится невозможным. Логика романиста – нужно было жениться, значит, пошли в поход!
Благополучный «зимний исход» 1581-1582 года стал возможен для казаков Ермака только благодаря опытному проводнику Миняю («крещеный татарин Мина»), доверенного лица Строгановых, который хорошо знал реку Чусовую и окрестности, где казаки провели полгода, пока реки не стали свободны от льда. Миняй – это также вымышленный персонаж, которого Гейнце с необходимостью ввел в повествование.
Затем начинается быстрая, стремительная война Ермака с народами Сибири. Обращает на себя внимание, что противниками Ермака выступают не только «татары Кучума», но и всякий населяющий Сибирь народец. Никто из них не рад прибывшим с насильственными целями чужакам, носителям чужеродной (христианской) культуры. И хотя речь идет пока только о сборе ясака (охоте за пушниной), будущая ассимиляция и исчезновение северных народов уже предвидится.
Быстрое продвижение Ермака в глубь Сибири, занятие им столицы Кучума – города Сибирь (Кашлык-Искер) летом 1582 года, посольство Ивана Кольцо в Москву (встреча с Иваном IV), возвращение с подарками (царской кольчугой) к Ермаку и гибель обоих казачьих атаманов (Ивана Кольцо и Ермака) с невероятной скоростью проносится перед глазами читателей.
Как будто бы Гейнце и не рассказывает историю сибирского похода Ермака, а напоминает читателям то, что и так уже хорошо знают. Четыре года истории похода Ермака пролетают как будто за один год!
Вот Ермак отправляется в сибирский поход, проводит ряд успешных сражений, занимает кучумовский улус. Следует посольство к царю Ивану Васильевичу, царское прощение, возвращение в Сибирь атамана Ивана Кольцо и стремительная развязка – гибель Ермака, успевшего перед смертью ненадолго вернуться в Пермь Великую и жениться на Ксении Строгановой.
Роман Гейнце «Ермак Тимофеевич» производит на современного читателя двойственное впечатление.
Например, образ самого Ермака, его поведение кажется недостаточно мотивировано, объяснено. Кем выступает Ермак в начале романа? Он – разбойник, душегуб, темная душа (ни крови, ни Бога не боится), для него прирезать человека, как крестьянину свернуть шею курице (быстро и не задумываясь). Все эти его действия – там зарезал татарина-разведчика, здесь рассказал историю о том, как жил у старухи-колдуньи, а потом зарезал ее, затем с большим трудом сдержался, чтобы не убить посыльного Якова.
Да, Ермак – это очень опасный человек, казак-вурдулак – и по внешности (очень смуглый, чернявый со смоляной бородой), и по поведению. И вдруг он меняется – как будто любовь девятнадцатилетней девушки меняет его на все сто процентов. И заканчивается роман славословием автора Ермаку, мол, славим его «величая доблесть его не только в летописях, но и в святых храмах, где мы еще ныне торжественно за него молимся».
Но что же такого сделал Ермак, чтобы воздавать ему «церковные почести»? Всю свою жизнь Ермак был лишь казаком – разбойником и убийцей, так почему он стал святым? Только потому, что Ксения отмолила его – сначала своей любовью, а потом своей вдовьей монашеской жизнью, т.е. спасла его своими молитвами?
Наверное, это кажется странным для современного читателя, но для читателей 19 века было интересной и нормальной историей. Двойной подвиг настоящей любви – с одной стороны, раскаявшийся разбойник, а с другой стороны – женщина, которая любила его всю жизнь! Сентиментальная романтика 19 столетия!
Если говорить о каких-то важных исторических деталях, нашедших отражение в романе «Ермак Тимофеевич», то хотелось отметить наличие «татарской темы» в романе.
Вот, например, Строгановы «происходили от знатного мурзы Золотой Орды, принявшего святое крещение и названного Спиридоном», а вот и собственно казачество «приобретало привычки степняков и заимствовало у них имя «казаков» - как назывались у татар воины». А еще Гейнце очень уважительно относится к татарам-противникам Ермака (например, к правителю Кучуму).
К сожалению, в двадцатом веке мы несколько подзабыли и о той положительной роли, которую всегда играли татары в русской истории и культуре.
Библиография
Гейнце Н. Э. Ермак Тимофеевич: Исторический роман в двух частях. – СПб.: Типография В. В. Комарова, 1900.
Гейнце Н. Э. Ермак Тимофеевич // Гейнце Н. Собрание сочинений: В 7 т. Дополнительный том. Μ.: ТЕРРА, 1995.
Беседа с антропологом. Научный подход к любым вопросам