Найти тему

Как построить общение с ребёнком после развода родителей?

Фото: pixels.com
Фото: pixels.com

Создавая семью и рожая детей, всегда верим, что семья самая будет крепкая. Но, к сожалению, больше половины семей разводятся, причём большинство разводов приходится на время, когда дети еще совсем маленькие. Когда отношения начинают портиться и все идёт к разводу, здравомыслящим родителям надо думать как этот трудный период перенесут их дети. Как обеспечить, чтобы в жизни ребёнка оставались оба родителя, ведь это важно для развития полноценной личности.

Развод это тяжело для всех членов семьи и вызывает много страхов и болезненных эмоций. И родители, и дети находятся в замешательстве. Не желая расстраивать детей, часто родители выбирают вообще не говорить детям что между родителями происходит. Дети чувствуют переживания мамы и папы и часто винят в этом себя, или, что хуже, начинают придумывать страшные ситуации, которые намного хуже реальности.

Даже двухлетний малыш очень хорошо чувствует эмоции, которые правят в семье, поэтому очень важно объяснять ситуацию даже таким малышам. Если молчать, то у детей могут начаться проблемы с поведением, а иногда и со здоровьем. Это переключает родителей со своих проблем, на проблемы детей.

Принципы построения отношений при разводе

  1. Общаясь с ребёнком надо быть честным. Объясните ребёнку, что мама и папа больше не будут жить вместе. Что так бывает и они по-прежнему любят своего ребёнка.
  2. Во время развода ни в коем случае нельзя наговаривать на другого родителя. Под влиянием эмоций трудно себя контролировать. Можно не удержаться и со злости наговорить на супруга. Но ребёнок не должен этого слышать. Унижая одного из родителей, вы задеваете ребёнка и заставляете его чувствовать себя плохим.
  3. Свои эмоции не надо прятать, а надо объяснять. Если родители сердиты друг на друга, грустят или плачут, не надо притворяться, что этого нет. Ребёнок может подумать, что родители недовольны им.
  4. Ребёнку не надо становиться посредником между родителями. Маме не надо посылать ребёнка передать что-то папе и наоборот. Это неприятно и это травмирует ребёнка. Родители должны решать бытовые вопросы и вопросы воспитания без участия детей.
  5. Если ребёнок что-то рассказывает о другом родителе, его слушают, но не допрашивают (кроме случаев насилия). Допросы одного родителя про другого создают дополнительный стресс, потому что ребёнок будет думать что можно сказать, что нельзя, чтобы не сделать больно другому родителю. Ребёнок от такого давления может замкнуться в себе или наоборот стать неуправляемым.
  6. Надо принять, что ребёнок с каждым из родителей может вести себя по-разному. Дошкольники будут особенно пытаться понравиться тому, родителю, с которым проводит время. Для этого он даже может говорить что-то плохое про второго родителя, чтобы обрадовать первого. Но это совершенно не надо воспринимать как правду. Такие манипуляции ребёнок проводит тогда, когда родители находятся в конфликте.
  7. Родителям нужно договориться хотя бы о главных принципах воспитания, которым следуют оба. Иначе один родитель может превратиться в "плохого полицейского", который все запрещает, а другой в "хорошего Деда Мороза", который устраивает каждый раз праздник. Вскоре и ребёнок начнет манипулировать, и хорошие отношения между родителями обречены.
  8. Если чувствуется, что ребёнок врет или манипулирует, родителям нужно выяснить правду между собой. Чувствуя, что родители едины в принципах воспитания и в важных жизненных моментах могут придерживаться одной линии, дает огромное чувство безопасности ребёнку.
  9. У маленького ребёнка нет чёткого понимания времени. Поэтому настенный календарь, где наглядно отображены дни встреч со вторым родителем, будет действовать успокаивающе и ободряюще. После развода у ребёнка появляются страхи как он будет жить дальше, где он будет жить, кто о нем будет заботиться, когда он встретится с папой или мамой.
  10. Задача обоих родителей делать все возможное, чтобы ребёнок не чувствовал себя виноватым в произошедшем. Дети всегда думают о том, что если вели бы себя лучше, то развода бы не было. Ребёнок боится того, что родитель ушедший из семьи, больше его не будет любить. Поэтому, общаясь с ребенком, нужно говорить, что взрослые разводятся потому, что больше не понимают друг друга. Делать ударение на то, что ребёнка всегда будут любить, даже если будут жить раздельно. Погостив у одного родителя и вернувшись домой, ребёнок может чувствовать себя виноватым, что хорошо провел время. Надо замечать это в ребёнке и ободрять его, что это здорово, что он хорошо провел время с мамой или папой. Если родители ревностно относятся и соревнуются за ребёнка, то ребёнок будет страдать от этого.
  11. Если есть необходимость, не надо тянуть с обращением к специалисту, чтобы получить поддержку и совет для всех членов семьи в такой сложный момент. Это поможет справиться с эмоциями, обидой, злостью, чтобы не вымещать все это на детях.