Найти тему
Киноглуп

Котикам хана: почему «Наследники» – лучший сериал прямо сейчас

В «Наследниках» нет симпатичных героев: все они слабые, закомплексованные, токсичные, а еще очень, очень богатые – что может быть хуже для зрителя? И все-таки наблюдать за неприятным семейством Роев бесконечно интересно.

Пытаясь подобраться к секрету драматургии «Наследников», я посмотрела пилотную серию несколько раз и, хотя сейчас уже второй сезон сериала подходит к концу, хочу предупредить о спойлерах.

-2

В открывающей сцене мы видим дряхлого старика, заблудившегося в своем огромном доме посреди ночи. Это Логан Рой, глава влиятельной корпорации и дисфункциональной семьи. При свете дня, через пару сцен, он окажется куда более мощным и самостоятельным. Историю Логана мы узнаем из тоста, произнесенного другом семьи на его юбилее: сирота, сумевший из рабочего типографии стать медиамагнатом. И это делает его конфликт с наследниками не просто противостоянием формата «отцы и дети», а переводит его на социальный уровень. Логану, который всего добился сам, больно отдавать дело всей жизни в руки своим бестолковым деткам, не нюхавшим жизни, зато нюхавшим многое другое.

Дети, может, и не так бестолковы, но тень властного отца лежит на каждом из них. Казалось бы, родиться в такой семье – большая удача и автоматически избавляет от многих проблем. Но вот Кендалл не выдержал соблазнов и оказался в нарколечебнице, к младшему, Роману, приросла маска шута, Шивон выбрала в женихи парня куда более скромного происхождения, и дело здесь не только в любви… Кажется, что относительно мудро поступил старший брат Коннор: на своем огромном ранчо вдали от городской суеты он готовится к апокалилипсису, ездит на лошадях и печет хлеб. Вот только и он в один момент не выдерживает и заявляет о своем намерении баллотироваться в президенты, выступая с уморительно смешной речью.

-3

Если выделять главные мотивы сериала, то это, кроме токсичных семейных отношений, без сомнения, власть и деньги. Что хорошо видно в сценах с персонажем, у которого нет ни того, ни другого: кузен Грэг единственный из Роев, кого полет на вертолете может привести в восторг и который в семейной иерархии занимает настолько низкое место, что его буквально посылают за тапочками.

Кстати, о вертолете. В первой серии он не только демонстрирует достаток Роев, но и участвует в важном сюжетном повороте. Именно в воздухе у Логана случается удар, и подтекст этой сцены важен для всего сериала: да, деньги дают бесспорное преимущество, но перед инсультом и, тем более, смертью все равны.

Вообще сериал щедр на такие мощные, многослойные сцены и не сразу заметные детали: тихая истерика Кендалла, после которой он аккуратно прибирается, самопрезентация Грэга в лифте, подарки, врученные Логану на юбилее, история с мальчиком на бейсбольном поле...

Удивительно, как «Наследникам» при всем драматическом пафосе удается в то же время оставаться и на территории комедии, а то и сатиры. Даже пока отец семейства лежит в реанимации, дети находят темы для споров: «Что, остальные миллиардеры, кроме папы, будут разгуливать в новых телах, только потому, что мы не захотели обсуждать криогенную заморозку?»

-4

Несмотря на то, что дети Логана уже взрослые люди со своей жизнью, нам постоянно напоминают, что перед нами семья и у нее есть глава. Собрать всех героев на празднике в самом начале истории – распространенный и эффективный сценарный прием. На фоне ритуального, стандартизированного действия ярче высвечиваются портреты персонажей и их взаимоотношения. В «Наследниках» почти каждая серия посвящена празднику: юбилей главы семьи, Рождество, День благодарения, мальчишник, свадьба… и семейный сеанс психотерапии – тоже, по сути, ритуал.

Впрочем, психотерапия не спасает: по итогу встречи терапевт оказывается без передних зубов, а Рои – все с тем же набором проблем, комплексов и взаимных претензий.

-5

Если вы хоть немного интересуетесь драматургией, вам наверняка знаком еще один сценарный прием – так называемая сцена спасения котика. Многие фильмы начинаются с того, что герой, будь то крутой детектив, роковая женщина или суровый бандит, совершают какой-то хороший поступок – спасают котика или вытирают сопли ребенку. Считается, что это должно вызвать у зрителя симпатию к герою – и, конечно, в большинстве случаев «спасение котика» работает. Так вот, среди героев «Наследников» никто и не думает спасать котиков – и именно это делает их больше похожими на людей.