В следующих статьях я хотел бы рассмотреть с Вами несколько примеров инвестиционных предложений из реальной жизни.
Спойлер - из трех примеров только один является франшизой. Следите за руками...
Сеть пивных ресторанов в формате
"у дома".
Пивные ресторанчики районного формата - довольно популярный в России вид деятельности. Благо, интерес к спортивным трансляциям, любовь к алкоголю и отсутствие любых других интересов у отдельных (не всех) жителей спальных районов способствует открытию все большего количества новых точек. Я сам иногда заглядываю в один из маленьких баров в соседнем доме ради хорошей пинты IPA. А закупив особенные крафтовые позиции, есть вероятность заинтересовать более продвинутую молодежь.
Нам очень важна обратная связь от наших читателей. Поэтому если вам интересно читать о бизнесе и инвестициях или вы узнали что-то новое из этого текста, поддержите нас лайком и оставьте комментарий к этой статье! =)
Франшиза сети пивных ресторанов
Молодой предприниматель Вячеслав (имя изменено) предложил инвестировать мои средства и купить франшизу его сети пивных ресторанов, которую он развивает в Екатеринбурге (город изменен).
Вот его условия:
- Стоимость франшизы - 400 тыс. руб. Пушуальный взнос. Роялти нет.
- Сумма инвестиций - ок. 750 тыс. руб.
- Срок окупаемости - от 3 до 6 месяцев. Далее прогноз до 200 тыс. руб. чистой прибыли в месяц.
- Количество франчайзи - 5 штук (со слов Вячеслава).
- Предоставленные материалы - презентация сети ресторанов на 2 листах формата А4.
Первый вопрос - какой заключается договор и кто по нему является франчайзером?
- Выясняю, что Вячеслав - ИП. Это хорошо, так как с ИП можно заключать договор коммерческой концессии.
- Узнаю полные ФИО Вячеслави и ИНН. Сразу получаю нужную информацию. Неплохое начало?
- Захожу в Спарк, вбиваю номер ИНН Вячеслава и вижу что в его городе действительно было такое ИП. Почему было? Потому что ИП ликвидировано. Смотрю более детально - коды ОКВЭД совпадают с кодами ведения ресторанного бизнеса, а значит какую-то деятельность Вячеслав все-таки вел.
- Задаю вопрос, что за история. В ответ узнаю, что у Вячеслава был свой пивной ресторан, но он понял, что это "не его тема" и решил развивать сеть по франшизе. Ок, допустим...
- Франчайзером по договору выступает лично он как физическое лицо, и успокаивает тем, что договор коммерческой концессии был составлен профессиональным юристом. Договор тут же направляет на почту.
Договор концессии не может быть заключен с физическим лицом без статуса ИП.
- В договоре смущает многое, включая формулировку про "передачу исключительных прав".
Вы прочитали предыдущий текст и тоже обратили внимание на передачу, а не аренду исключительных прав? Отлично!
Второй вопрос - сколько франчайзи уже опробовало бизнес-модель и какие у них результаты?
- Как мы помним из презентации, франшизу купили 5 предпринимателей.
- В дальнейшем разговоре Вячеслав смог назвать данные лишь двух ИП. Ровно столько же пивных ресторанов под указанным брендом я нашел на гугл картах. Рейтинг не дотягивает до 3 баллов.
- Один из франчайзи вроде бы даже готов был пообщаться. Его предоставленный ИНН также пробивается в сети, но в кодах ОКВЭД нет ничего и близко связанного с ресторанами. Указывая на этот факт, выясняем, что этот франчайзи ведет свой бизнес не совсем законно.
- Что стало с оставшимися 3 франчайзи - история умалчивает. Были ли они вообще или просто закрылись - мы никогда не узнаем.
Конкретная бизнес-модель не достаточно обкатана.
Третий вопрос - какие материалы передаются вместе с франшизой и как выглядит операционная деятельность будущего бизнеса.
- Здесь самое интересное. В качестве визуального стиля / брендбука передается единственная фотография пивного ресторана, которая была в презентации.
- Операционная деятельность заключается в найме Вячеслава в качестве "бизнес-консультанта", в роли которого он прилетит в из Екатеринбурга в Москву (естественно за мой счет), поможет с поиском помещения и подбором поставщиков крафтового пива в моем городе.
- Если бы я открывал бизнес в Екатеринбурге, по его словам, все было бы намного проще, так как я смог бы закупать у него нужную продукцию напрямую. Естественно стандартный оптовый прайс-лист отсутствует и будет согласован в дальнейшем. Цены зависят от объема закупок, что в принципе адекватно, но диапазон Вячеслав назвать затрудняется.
- К сожалению, никаких деталей по поводу ведения бизнеса, привлечению посетителей или порядку ведения документооборота с поставщиками Вячеслав предоставить не может.
Вишенка на торте.
- На вопрос, зарегистрирован ли бренд сети ресторанов в каком-либо виде, был получен отрицательный ответ. Но Вячеслав планирует подать документы на регистрацию товарного знака и решить этот вопрос в течение месяца.
К сожалению, товарный знак регистрируется, в среднем, 10 - 12 месяцев. Но что-то мне подсказывает, что Вячеслава не сильно это смущает, так как его бизнес на самом деле в другом.
Дальнейшее обсуждение вопроса было нецелесообразным.
Что имеем в итоге - плохо "упакованный" бизнес-концепт.
- Сеть ресторанов, которая на самом деле не сеть. Причины отсутствия успеха - отдельный вопрос, на который я не могу ответить в данном случае.
- Отсутствие зарегистрированных исключительных прав на объект франчайзинга.
- Сомнительно сформулированный договор коммерческой концессии, который признает недействительным любой суд.
- Вопрос лицензирования реализации алкогольной продукции и соблюдения норм СанПиН - за пределами обсуждения.
- Бизнес модель Вячеслава заключается на самом деле в поставке слабоалкогольных напитков и немного в оказании консалтинговых услуг. Легальность поставок также вызывает вопрос, так как Вячеслав - физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя. В лучшем случае он может выступить агентом и свести с поставщиками.
- Финансовая модель отсутствует, как и детальный перечень расходов, на которые предполагается потратить до 750 тыс. руб.
- Вероятнее всего - простое желание Вячеслава заработать легких денег на пушуальном взносе.
Я лично ничего не имею против "упаковки" бизнеса, если процедура выполнена качественно и решает проблемы покупателя, а не создает ему новые сложности.
В итоге, на мой взгляд, приобретение данной франшизы = открытие пивного ресторана с нуля. Очевидной выгоды для покупателя данной франшизы от оплаты пушуального взноса за 400 тыс. руб. я не обнаружил. Может вы ее рассмотрели? Поделитесь своим мнением в комментариях. =)