Императорская Япония и нацистская Германия будучи союзниками во Второй Мировой войне составляли так называемую «Ось». Однако этот союз так и не смог продемонстрировать тесной координации действий в политической и военной сферах. Отношения между государствами больше носили формальный характер. Тем не менее, сторонами предпринимались неоднократные попытки наладить контакты по линии военно-технического сотрудничества и установить экономические связи для покрытия взаимных сырьевых и технологических потребностей.
В период с декабря 1941 г. по июнь 1943 г. с территорий, оккупированных Германией на Дальний Восток было отправлено 22 прорывателя блокады. Основу грузов составили авиационные двигатели, системы наведения торпед, счетверённые пулемёты, авиационные автоматические пушки, оптика, радиолокационные станции, самолёты в разобранном виде, техническая документация, специальные стали, ртуть, радиоактивные материалы. В ответ Япония с декабря 1940 г. по октябрь 1943 г. направила в Европу 37 кораблей. Среди доставленных грузов и материалов большая часть приходилась на натуральный каучук, йод, хинин, опиум, олово, вольфрам, редкоземельные металлы.
Однако союзники, постепенно, пользуясь подавляющим превосходством надводных сил, перекрыли возможность сообщения посредством транспортных кораблей. После этого задачи перевозки грузов в полном объёме были возложены на подводные лодки стран «Оси».
Что могла доставить субмарина можно понять на примере груза немецкой подводной лодки U-864. Подлодка была потоплена у берегов Норвегии в результате торпедной атаки британской субмарины «Venturer». Интересно, что обе лодки были в подводном положении.
На борту находились чертежи и детали ракетного истребителя-перехватчика Ме-163 Komet и реактивного истребителя Ме-262, а также подписанные контракты на их лицензионное производство в Японии; чертежи на летательные аппараты Campini c двигателями Ju-1 по Ju-6, чертежи на подлодки типов Caproni (ит. сверхмалые ПЛ берегового охранения) и Satsuki (нем. ПЛ типа IXC), чертежи радиолокационной установки фирмы «Siemens», а также 1 857 стальных фляг с ртутью общим весом от 60 до 67 тонн. Среди пассажиров числилось несколько немецких и японских авиаконструкторов.
В начале августа 1942 года первая японская подводная лодка «I-30» прибыла в порт Лорьян (Франция). Всего же, за период войны в подконтрольные немцам базы было направлено 5 японских субмарин. Лодки были тщательно осмотрены немецкими техническими специалистами, после чего ими были даны рекомендации по улучшению конструкции. В частности, немцами была отмечена чрезмерная вибрация корпуса, избыточные средства связи, отсутствие шноркеля.
Фюрер, узнав о недостатках японских подводных лодок, подарил микадо в качестве моделей два германских U-бота типа IXC. Из двух лодок «Ro-500» (бывшая U-511) с немецким экипажем в августе 1943 года прибыла в Курэ. Вторая лодка «Ro-501» (бывшая U-1224) с японским экипажем была потоплена по пути в Индийский океан.
Одной из важнейших технологий, полученных японцами в результате обмена опытом, был позиционно-поточный метод кораблестроения, в перспективе позволявший ускорить вступление кораблей в строй и обеспечить их массовую закладку на верфях. На базе документации немецких лодок новейших типов XXI и XXIII японцы разработали проекты скоростных субмарин типов ST и STS. Правда японская промышленность в сжатые сроки так и не сумела освоить новые технологии кораблестроения и насытить Императорский флот подводными лодками новых конструкций. Даже вступавшие в строй субмарины, в силу недостатка ресурсов, так и не были приведены в боевую готовность.
Кроме того, используя немецкие технологии японцы смогли существенно сократить отставание в радиолокации. На вооружение японских кораблей стали поступать станции радиотехнической разведки FuMb-3, РЛС FuMo-29. Вдохновлённые немецким влиянием японцы разработали торпеду тип 92 мод.2, с акустическим самонаведением, которая с конца 1942 года поступила на вооружение подводных лодок Императорского флота.
Значительное количество немецких разработок было применено японцами в авиации. Так, на основе немецкого истребителя Ме-109 конструкторы завода «Кавасаки» разработали самолёт Ki-61, получивший неофициальное наименование «японский Мессершмидт» из-за использования лицензионного двигателя «Даймлер-Бенц» DB601 и авиапушек «Маузер» MG 151/20. Машина поступила на вооружение Императорской авиации в 1943 году. Всего же за годы войны японцы смогли произвести 2 750 самолётов этого типа.
На подводных лодках удалось доставить в Японию в разобранном виде несколько реактивных истребителей Me-262 и Ме-163 Komet. Так, например, известен поход японской субмарины «I-29» прибывшей весной 1944 г. во французский Лорьян. Лодка приняла на борт два комплекта производственной документации и основных узлов Me-262 и Ме-163 Komet, рабочие образцы ЖРД «HWK-509», ТРД «BMW-003» и новейшего вооружения (крылатую ракету «Фау-1», гироскопы, блоки новейшей РЛС ПВО и систем самонаведения торпед), а также до 10 тонн стратегических материалов. В середине лета подводная лодка прибыла в Сингапур, откуда часть груза самолётами была переправлена в Японию. В дальнейшем субмарина была потоплена у берегов Тайваня, а вместе с ней были утрачены рабочие узлы и образец ТРД.
На базе немецких самолётов японцы разработали целое созвездие реактивных машин (при этом сходство техники зачастую было ограничено лишь общей конфигурацией) – истребитель «Kikka» «Накадзима» J9N, истребитель-перехватчик «Мицубиси» J8M/Ki-200 «Shusui», пилотируемая бомба «Ока» различных модификаций и др.
Для нужд сухопутных войск Япония приобрела два тяжёлых танка «Тигр», которые из-за своих габаритов так и остались на территории Германии. До Метрополии, возможно, добралась только техническая документация на боевые машины.
К концу 1942 г. стало понятно, что страны «Оси» утратили всякие шансы на победу. Германия потеряла стратегическую инициативу в войне. Италия фактически была списана со счетов, как союзниками, так и противниками. Япония, после поражения Императорского флота у атолла Мидуэй, растеряла все накопленные преимущества и была вынуждена перейти к стратегической обороне на огромных, слабо связанных пространствах, не имея достаточного количества мобильных сил. Причём Морской Генеральный штаб на полном серьёзе уже рассматривал возможность нападения американского флота на территорию Метрополии.
В этих условиях Япония была крайне заинтересована в любой помощи, в любом усилении давления на противника. Начиная с декабря 1942 г. японская сторона настойчиво засыпала Берлин предложениями активизировать действия германских подводных лодок в Индийском и Тихом океанах. В качестве баз предлагалось использовать оккупированные японскими войсками порты в Малайе и Ост-Индии.
Немецкая сторона поначалу отклоняла японские предложения, мотивируя это тем, что в Атлантике итак предостаточно возможностей для использования подводных лодок. Более того, базирование субмарин на необорудованных по германским стандартам базах представлялось невозможным. Тем не менее, в июне 1943 года в Индийский океан было направлено несколько подводных лодок серий IXC и IXD-2 (ПЛ с увеличенным запасом хода).
В Германии в составе 33-й флотилии была сформирована группа подводных лодок «Дальний Восток» (впоследствии «Группа Муссон») под командованием капитана Вильгельма Доммеса. Подлодки базировались на японских базах в Сингапуре, Пенанге, Сабанге, Джакарте, Сурабате, а с января 1945 г. на Кобэ (Япония). Общее руководство германскими силами в регионе осуществлял немецкий военный атташе в Японии. Помимо подводных лодок в его распоряжении находились германские корабли застрявшие на Дальнем Востоке с началом Мировой войны. В частности пассажирский лайнер «Шарнхорст» переоборудованный впоследствии в эскортный авианосец «Синьё» («Божественный ястреб»).
Развернув совместную охоту за торговыми судами в Индийском и Тихом океанах японские и немецкие подводники вели тотальную войну, занимаясь даже уничтожением экипажей кораблей. Считается, что в Индийском океане атаке немецких субмарин подверглось 187 союзных судов. По немецким данным за период совместных операций с Японией германские подводники потопили 57 кораблей, что по тоннажу составило почти половину от числа судов потопленных японскими подлодками в том же районе Мирового океана.
Кроме того, немецкие подводные лодки привлекались для транспортировки особо ценных грузов, важных пассажиров и проведению специальных операций. В апреле 1943 г. у берегов Мадагаскара состоялась встреча немецкой субмарины U-180 с японской подводной лодкой I-29, в ходе которой на борт к японцам перешёл известный индийский борец с английским колониализмом Субхаса Чандры Боса, а U-180 приняла на борт двух японских техников и две тонны золота в слитках в качестве оплаты за оружейные технологии.
После падения Германии пять немецких подводных лодок «группы Муссон» были интернированы японцами, однако до конца войны они так и не смогли привести их в боевую готовность.
В целом, оценивая военно-техническое и экономическое сотрудничество двух стран можно отметить, что в условиях подавляющего превосходства противника на море, возможные преимущества технической помощи от союзника нивелировались трудностями транспортировки грузов и ограниченным объёмом их поставок, поэтому, помощь не могла серьёзно повлиять на исход войны. Взаимодействие сторон в военной сфере носило чисто ситуативный характер и практически не повлияло на ход боевых действий.
В продолжение , хочу предложить Вам ещё статьи по "японской" тематике:
ДРУЖБА ЖАБЫ И ЗМЕИ. ГЕРМАНИЯ И ЯПОНИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.
АВИАНОСЦЫ И ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ИМПЕРИИ. ПОДВОДНЫЕ АВИАНОСЦЫ I-400
НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.
СКВЕРНЫЙ УГОЛ ТИХОГО ОКЕАНА. СРАЖЕНИЕ ЗА ТРОПУ КОКОДА.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.