В 1891 году Толстой пишет статью «О голоде». В это время половина губерний страны, 36 млн человек, выживает в условиях страшного дефицита продовольствия. Государственные запасы, которые должны бы были решить продовольственный кризис, оказались пустыми.
Бедственное положение в регионах усугубляли эпидемии: сначала тиф, затем холера. Страдания простых людей вызвали сочувствие образованных слоев общества. В том числе и граф Лев Толстой объезжал голодные деревни Тульской и Рязанской губерний, организовывая бесплатные столовые.
«...всего столовых было 246 и кормилось в них между 10-ю и 13-ю тысячами человек», - отчитывался граф.
В начале статьи Толстой перечисляет, что делается в России для решения проблемы. И делается много. Но проблема не в этом, а в отношении к народу:
«Зачем обманывать себя? Народ нужен нам только как орудие. И выгоды наши (сколько бы мы ни говорили противное) всегда диаметрально противоположны выгодам народа».
Единственный выход - перестать делать то, что вредит народу, перестать объедать его. Толстой осознает, что и сам принадлежит к той части общества, которая "объедает", он признает свою вину и призывает служить народу, сблизиться с ним.
«Это та деятельность, которая заставляет в нынешнем голодном году в голодной местности, что я видел не раз, крестьянку, хозяйку дома, при словах: «Христа ради», слышных под окном, пожаться, поморщиться и потом все-таки достать с полки последнюю, начатую ковригу и отрезать от нее с пол-ладони кусочек и, перекрестившись, подать его».
Статья действительно в итоге получилась нецензурной. Толстой планировал разместить ее в журнале Н. Я. Грота «Вопросы философии и психологии», однако публикацию запретили, номер журнала арестовали.
Тогда Толстой отправил статью к печати за границу. Под заголовком «Почему голодают русские крестьяне?» публикация появилась в английской газете «Daily Telegraph».
Такой ход Толстого не мог остаться незамеченным. «Письма Толстого <...> являются открытою пропагандой к ниспровержению всего существующего во всем мире социального и экономического строя», - спустя неделю критиковали "Московские ведомости". В адрес писателя посыпались угрозы со стороны правительства. Журналисты сулили ему Сибирь или виселицу.
Единственной официальной реакцией стал циркуляр 1892 года, запрещающий к прочтению статьи и рефераты Л.Н. Толстого в ученых обществах, состоящих при Московском университете. Однако неофициальные последствия были масштабнее. Лев Толстой задел людей за живое. Против него поднялась нешуточная злоба. Жене писателя, Софье Андреевне даже пришлось писать опровержение слухов об аресте Толстого.
Источники
"О голоде". 1891 / Лев Толстой