Найти тему
Владимир Кононов

Царское Село. Золотые ворота. Сентябрь, 2019.

Фрагмент решётки Большого дворца, проекта С.И. Чевакинского
Фрагмент решётки Большого дворца, проекта С.И. Чевакинского

Их называют «Золотыми» из-за обилия золотых орнаментальных деталей. Но они удивительны не столько обилием позолоты, сколько своей ажурностью, великолепием причудливого барочного рисунка.

Поговорим о трех воротах, которые соединяют корпуса циркумференций между собой в центре и с Екатерининским дворцом по сторонам. (Циркумференция- низкий корпус здания с дугообразным планом, примыкающий к главному дому усадебного или дворцового комплекса.)

Открыв любую книгу о дворцах и парках г. Пушкина, можно прочитать в ней, что эти ворота были выкованы мастерами Сестрорецких оружейных заводов по рисункам В. В. Растрелли. Так ли это? Окунёмся в историю. И тогда жизнь бурлила и пенилась аки шампанское.)

-2

В 1743 году, по велению императрицы Елизаветы начинается «великая царскосельская перестройка». Дело дорогое, тщательное, а потому не спешное.

По мимо основных работ по перестройке зданий, в 1747 году императрица Елизавета повелела: «Ворота и решетки сделать железные и местами вызолотить, чему чертежи у архитектора Чевакинского учинены и тем решеткам для дела на Сестрорецких заводах иноземцу дан, кроме ворот».

Ещё в 1745 году в Царское Село командируется опытный строитель С. И. Чевакинский, который возглавляет перестройку ансамбля Большого дворца. Но с 1747 года в строительство все активнее привлекается обер-архитектор В. В. Растрелли, все чаще Елизавета отменяет уже утвержденные проекты Чевакинского, утверждая взамен их проекты Растрелли, который постепенно выступает на первый план в проектных работах по Большому дворцу.

Вот ответ Растрелли на цитированный выше указ Елизаветы: «Решетки на Сестрорецких заводах делать начаты и железа на первый случай полтораста пуд мастеру дано, а о воротах чертеж еще у архитектора Чевакинского».

Решётки Чевакинского.
Решётки Чевакинского.

Итак, работу над решетками по чертежам Чевакинского уже начали, но чертеж ворот архитектор задерживает. В феврале 1749 году Растрелли представил в контору «строения села Царского», «два чертежа — первый воротам, второй пяти решеткам» и предложил передать работы по их изготовлению мастеру Кордоне потому, что Чевакинский делает решетку очень медленно (с прошлого года «еще и одной штуки не докончено»), а во-вторых, он вообще к этому делу не способен.

Решётки Чевакинского.
Решётки Чевакинского.

На это управляющий вотчинной канцелярией Г. Замятнин объявляет, что нанятого на работу для изготовления решёток по эскизам Чевакинского «мастера-иноземца» Михеля Франца увольнять никто не собирается, так что, если Растрелли намерен продвигать свои чертежи, то должен примириться с «мастером-иноземцем». Растрелли, получив такой ответ 15 марта 1749 года на деловой встрече с Михелем Францем показывая ему «новосочиненные с лучшим украшением» чертежи ворот, спрашивает: «не может ли он все оное сделать?»

Михель Франц письменно удостоверяет, что «те ворота по означенным обер-архитектором чертежам сделать он может» и запрашивает себе в помощники 12 мастеров из имеющихся в Царском Селе и 23 человека с Сестрорецких заводов, среди них 8 кузнецов и 15 «отдельщиков». В этом случае он берется решетки «к будущему 1750 году окончить».

-5

20 апреля 1749 года поступает в контору строения доклад о том, что первая решетка, начатая Михелем Францем еще 17 августа 1748 года, закончена. Но, если учесть, что Растрелли представил «два чертежа — первый воротам, второй пяти решеткам» только в феврале 1749 года, а «новосочиненные с лучшими украшениями чертежи» только в марте 1749 года, то можно сделать вывод, что первая решетка сделана была по проекту Чевакинского. По-видимому, нашли невозможным выбрасывать уже готовую решетку, и поэтому остальные были сделаны по ее образцу. Таким образом все 4 решетки около центральных ворот Екатерининского дворца были выполнены по проекту Чевакинского, а не Растрелли.

Изготовление центральных ворот началось, когда решетки были уже установлены на место.

6 сентября 1750 года неожиданно умер Михель Франц, после чего Яков Волков, бывший при Франце кем-то вроде младшего мастера, доносит в контору, что Францем работы по воротам только начаты, «рамы большие скованы и внутри «баранов» наковано, только еще оные «бараны» в те рамы не все по местам поставлены».

Фрагмент орнамента ворот В.В. Растрелли.
Фрагмент орнамента ворот В.В. Растрелли.

Эта цитата говорит о том, что решетки делал один мастер— Михель Франц, а ворота — Яков Волков, он же использует слово — «бараны» (имея в виду волюты), именно в этом основное отличие орнамента ворот от решеток. Ворота Растрелли, действительно, как бы состоят из этих кованых волютообразных завитков («баранов»), которые заключены в рамы створок ворот и калиток. Верхняя часть ворот состоят из таких же завитков и укреплена отдельно. Что касается орнамента решетки, то он преимущественно вертикальный, и только в центре имеются детали крупной формы.

Золотые ворота Растрелли.
Золотые ворота Растрелли.

Таким образом можно утверждать, что до нас дошли работы двух мастеров. Решётки Большого дворца изготовлялись по задумке С.И. Чевакинского, а ворота и калитки – В.В. Растрелли.

Источники:

Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1910.

Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.

-8