Мама очень любила свою дочку Люсеньку.
И очень хотела, чтобы жизнь у Люсеньки сложилась счастливо и удачно, и уж конечно, намного правильнее, чем у нее самой.
Поэтому старалась дать дочке все самое лучшее. Или хотя бы подпихнуть в нужном направлении, туда, где Люсенька сможет что-нибудь для себя найти.
-Учись, Люсенька! – каждый день говорила мама. – Если будешь хорошо учиться в школе, то сможешь поступить в институт. Получишь хорошую специальность, будешь много зарабатывать, будешь жить счастливо.
Люсенька не хотела огорчать маму и поэтому училась старательно, зазубривая все предметы почти наизусть.
Сама мама работала на кондитерской фабрике, заворачивала шоколадные конфеты в блестящие обертки и раскладывала их по красивым коробкам. К вечеру от нарядной фольги рябило в глазах, а красивые коробки уже не радовали своей красотой, а раздражали нарочитой яркостью. От сидения в одной позе ломило шею и все чаще начинала болеть спина, но мама старалась не обращать на это внимания.
Иногда она представляла свою Люсеньку – в ее мечтах Люсенька никогда не сидела за конвейером, зато часто открывала коробку, не спеша разворачивала фольгу, зажмуривалась в предвкушении и надкусывала конфету, наслаждаясь сладким вкусом.
Почему-то в реальной жизни мама никогда не купила ни одной коробки конфет. Они казались ей элементом красивой и хорошей жизни, которая когда-нибудь, возможно, будет у Люсеньки, но точно не у нее самой.
Поэтому мама проходила мимо красивых коробок и покупала конфеты на вес, набрасывая их горстями в обычный прозрачный целлофановый пакетик.
Еще маме хотелось, чтобы у Люсеньки обязательно была семья.
Она вспоминала свое неудачное замужество, быстро сбежавшего от нее мужа, напоследок наговорившего ей кучу гадостей, свекровь, всегда ходившую с недовольно поджатыми губами и находившую огрехи во всем, что было сделано – и начинала наставлять Люсеньку:
-Полы нужно мыть каждый день, доченька. Чтобы они всегда блестели у тебя. Чтобы никакая свекровь не могла тебе замечание сделать. И окна тоже нужно мыть чаще. И пыль каждый день везде вытирать.
Люсеньке не хотелось огорчать любимую маму, поэтому она старалась. Мыла полы, протирала все предметы от не успевшей собраться пыли и следила за чистотой окон.
-И готовить, обязательно учись готовить, доченька! Твой борщ должен быть самым лучшим, а котлеты самыми вкусными! Еда всегда должна быть на столе, чтобы муж домой бежал, а не из дома!
Люсенька кивала, изучала кулинарные книги, оставшиеся еще от бабушки, и осваивала новые рецепты.
Мама ненадолго успокаивалась, представляя идеальную Люсеньку в идеально красивой будущей жизни.
Дни шли за днями, Люсенька подрастала. Она окончила школу с золотой медалью и поступила в институт, как и мечтала мама.
Мама гордилась дочкой минут пятнадцать, а потом заметила, что кроме Люсеньки в институте есть и другие девочки. Мамино сердце взволновалось с новой силой.
-Люсенька, следи за собой! Смотри, какие другие девочки красивые! Ты у меня должна быть лучшей, самой-самой, чтобы в твоей жизни все удачно сложилось! Не проспи свое счастье, не упусти! Сделай прическу, подкрась глазки, нельзя быть серой мышкой!
Люсенька вздыхала, но красила глаза и укладывала стрижку феном, вставая для этого каждый день на сорок минут раньше.
Маме было легче уступить, чем доказать, что она хоть в чем-то не права. К тому же Люсенька понимала, что мама хочет ей только добра и советы дает исключительно с любовью.
Шли годы. Люсенька окончила институт, устроилась на работу, которую мама считала хорошей, вышла замуж за парня из соседнего офиса (парня мама одобрила) и родила ему сына, а затем и дочку.
Мама была счастлива.
Люсенька с мужем жили в красивой квартире, ездили на красивой машине и к чаю у них подавались конфеты в красивой коробке.
Особенно тогда, когда в гости приходила мама Люсеньки – потому что сама Люсенька шоколадные конфеты не любила, предпочитала мармелад.
Мармелад был единственным неправильным штрихом в картине красивой жизни, который Люсеньке удалось отстоять.
Мама оглядывала Люсенькину квартиру счастливым взглядом – всё, всё идеально!
Стекла в окнах чистые настолько, что кажется, будто их и нет вовсе. Полы блестят, ни единой пылинки даже с лупой не найдешь. Борщ сварен, котлеты пышные. Муж на диване лежит, телевизор смотрит, из дому бежать не собирается.
Свекровь сидит с поджатыми губами, но как раз из-за того, что не к чему придраться. Идиллия!
Сама мама по-прежнему работала на кондитерской фабрике, только уставала теперь быстрее и больше.
Но утешала себя мыслью о том, что зато у Люсеньки все хорошо.
Пока однажды Люсенька не ворвалась в маленькую мамину квартирку вся в слезах.
-Что случилось? – хватаясь за сердце и оседая на стул, успела спросить мама. – Муж все-таки ушел?
-Нет, мама, муж не ушел. Он всем доволен. И дети довольны. И свекровь, между прочим, тоже. Вот только я, мама! Я недовольна! Я жить не хочу! – выкрикнула Люсенька и зарыдала.
Мама ничего не понимала. Как же так? Все же довольны?
-Да, все довольны! Только меня никто ни разу спросил – а довольна ли я?
А меня уже тошнит от этого наведения порядка. Я борщ терпеть не могу! Я котлеты лепить ненавижу! Я даже работу свою не люблю!
Люсенька рыдала, а мама стояла над ней в растерянности.
-Как же так, Люсенька? Я ведь столько об этом мечтала…
-Вот именно, мама. Ты мечтала. Именно ты! Это была твоя мечта. А я просто не хотела тебя огорчать. И вот я уже десять лет живу в твоей мечте и мне в ней тесно! Плохо мне в ней, мама! Неуютно! Тяжело! – слова перемежались рыданиями, но, как и чем успокоить Люсеньку мама не знала.
-Я живу в твоей мечте, мама.
Я практически живу жизнь, которую хотела бы прожить ты. А где же моя жизнь? Где моя мечта? Я думала, что главное – быть хорошей дочкой, а потом – хорошей хозяйкой и хорошей женой… Но в этой хорошести я потеряла себя, мама. Потеряла и не знаю, как найти.
Люсенька горестно всхлипнула.
-А знаешь, что самое страшное? Самое страшное то, что я потихоньку начинаю становиться тобой!
Вчера я сказала своей дочке – учись хорошо, доченька! Окончишь школу с золотой медалью – сможешь поступить в любой институт….
Буду благодарна за Ваши лайки и комментарии. Приглашаю подписаться на канал.