Найти тему
На сцене истории

Герои ВОВ. Николай Францевич Гастелло

Героями не рождаются, ими становятся. Одним своим поступком обычный человек прославиться и записать свое имя на века в историю своей страны. Но, к сожалению, очень часто посмертно.

Николай Францевич Гастелло
Николай Францевич Гастелло

Герой сегодняшнего рассказа погиб в бою. Ёще со школьной скамьи мы помним имя этого героя. Гастелло Николай Францевич. Родился 23 апреля 1907 года. Москвич с белорусскими корнями. Военную карьеру начал строить отнюдь не сразу. Работал столяром с 1923 по 1932 гг. В мае 1932 года по специальному набору Николая призвали в Красную Армию. Был направлен на учебы в военную авиационную школу пилотов в городе Луганске, где и проходил обучение до конца 1933 года. Начал службу в качестве второго пилота на тяжелом бомбардировщике. В службе оказался успешен, и к 1939 году получил должность заместителя командира эскадрильи. С этого же года начал участвовать в боевых действиях. Вначале в боях за Халкин-Гол, затем в Советско-Финской войне, так же принимал участие в операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР. В 1940 году получил звание капитана.

26 июня 1941 года, на четвертый день войны, самолет ДБ-3ф под командованием Н.Ф. Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по колонне вражеской техники на дороге Молодечно — Радошковичи. Ответным огнем зенитных орудий противник смог подбить самолет Н.Ф. Гастелло. Снаряд пробил топливный бак, мгновенно начался пожар. Гастелло развернул тяжелый бомбардировщик и направил его на колонну вражеской техники. Экипаж машины (капитан Н. Ф. Гастелло, лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенанта Г. Н. Скоробогатый и старший сержант А. А. Калинина) погиб.

ДБ-3ф. Именно на таком самолете Гастелло отправился в свой последний полет.
ДБ-3ф. Именно на таком самолете Гастелло отправился в свой последний полет.

О подвиге Гастелло уже 3 июля 1941 г. стало известно всей стране. Данный поступок активно использовался в советской пропаганде. В дальнейшем в период Великой Отечественной войны тараном пользовались достаточно часто. По официальным данным было совершено 595 воздушный таранов (самолет таранит самолет), 506 таранов наземных целей. И это только подтвержденные цифры, скорее всего реальных таранов было больше.

В дальнейшем события данного боя неоднократно ставили под сомнения. К сожалению, в данный момент уже не осталось живых свидетелей тех событий. Одни и те же факты можно трактовать по-разному, чем зачастую и занимаются некоторые люди.

Памятник легендарному летчику.
Памятник легендарному летчику.

Что я хочу сказать в данной статье? Ни в коем случае не хотел бы осквернить память людей, которые погибли, защищая свою родину. Была война, были геройские поступки. Совершил «огненный таран» Гастелло или нет? Тяжело дать однозначный ответ. Уже невозможно спросить лично очевидцев того боя, а бумажные документы могли быть утеряны, изменены, написаны с ошибками. Но в нашей памяти Гастелло навсегда останется героем.