Или «Улыбающийся человек» - кино, затрагивающее события августа 1962 года, когда известного финского боксера Олли Мяки в родной стране ждал бой за звание чемпиона мира в полулегком весе.
Что важно знать об этом фильме-победителе в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля? Что зрителю вовсе необязательно знать что-то об Олли Мяки, и даже необязательно интересоваться боксом, потому что его здесь почти нет, хотя собственно непосредственно подготовке к бою уделено достаточно внимания. Перед нами вполне общечеловеческая драма о личном счастье персонажа и преградах на его пути, это не то чтобы типичная биографическая лента или спортивная драма. Поставить с ней рядом, например, хочется скорее что-то вроде «Лета» Кирилла Серебренникова, и там, и там природа, и там, и там аккуратное ностальгическое касание эпохи, и там, и там про профессиональные и любовные отношения, и там, и там легкая ненавязываемая этика с моралью, добротно изображенные характеры.
Но особо существенную роль в картине Юхо Куосманена играет форма. Живой, воздушный и как будто необязательный - «простодушно счастливый» нрав призван соединиться с мотивами сюжета. К сожалению, в дело также вступает и стилизация - казалось бы милый и даже благородный в данном случае подход, слишком опасно подступает к фальши с бестолковым любованием. Монохром - ладно. 16 mm Tri-Сolor X пленка - глубже, почти запрещенный прием, смело, но при должном обращении может работать. К сожалению, путешествию в финские 60-е, при наличии прекрасной натуралистичной постановки, всё-таки мешает техническое несовершенство, всё-таки недостаточная крутость авторов. Вот был бы каким-то образом «Олли Мяки» снят на Eclair 16 (ей, например орудовали некоторые французы «Новой волны») - может вот это было бы сильно. А так мы имеем бросающуюся в глаза куда более пижонскую легкую и одновременно профессиональную ручную съемку не без помощи искусственного освещения (хотя или тем более маскирующегося) на современную Super 16 камеру - выглядит это мягко говоря странно, даже при наличии вполне нейтрального к эпохе монтажа. Сомнительно это сказывается и по той причине, что в сюжете присутствует одновременно съемка топорного неживого документального фильма о большом боксере, который "бьёт прямо в камеру", а наша мирная естественная кинокартина как бы должна себя противопоставить этому. Всё это было бы спокойно удобоваримо при отсутствии других элементов такой нарочитой стилизации "как в 60-х", здесь же создается впечатление не доведенного до нужных кондиций замысла.