Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Фотографии работы мозга и смертельных болезней

Софи Габриель (Sophie Gabrielle) – современный австралийский фотограф и куратор. В её работах заметно влияние живописной традиции, объединенная с интересом к мифологии, спиритизму и психологии. Софи Габриэль делает акцент на понимании восприятия как «совокупности деталей, выдернутых как из материального, так и из идейного мира». Главные акценты творчества для неё - «ощущение себя, места и памяти».

Софи Габриэль, из серии BL_NK SP_CE, 2015. © Sophie Gabrielle
Софи Габриэль, из серии BL_NK SP_CE, 2015. © Sophie Gabrielle

Проект BL_NK SP_CE (англ. «П(у)стое простр(а)нство»), созданный в начале 2014 года, рассказывает о взаимосвязи научных и художественных изысканий Габриэль. Она изучала физико-молекулярные основы памяти в медицинском колледже им. А. Эйнштейна. Создавая автопортреты, выделяя необычные детали у привычных глазу объектов её фотографии создают представление о физиологических аспектах работы мозга.

Софи Габриэль, из серии BL_NK SP_CE, 2015. © Sophie Gabrielle
Софи Габриэль, из серии BL_NK SP_CE, 2015. © Sophie Gabrielle

Художница фокусируется на том, как мысли и воспоминания, которые теряются со временем из пространства сознательного, влияют на формирование подсознания. Для Габриэль интересна взаимосвязь забытого прошлого опыта и поведенческих реакций в настоящем: каждое переживание, которое было забыто человеком, остаётся фактором построения его личности. В этой серии возникает и характерное для автора противопоставление видимого (сознательного) и скрытого (того, что оставляет след в подсознании), взаимодействие этих компонентов - одна из тем изучения социальных и психологических процессов художницы.

Софи Габриэль, из серии BL_NK SP_CE, 2015. © Sophie Gabrielle
Софи Габриэль, из серии BL_NK SP_CE, 2015. © Sophie Gabrielle

В последних проектах фотографии Габриэль теряют краски и движутся к иллюзорным формам. Предметность, характерная для ранних серий, сменяется высокой контрастностью в сочетании с размытыми гранями объектов. Софи Габриэль отражает темы пустоты, отсутствия, нехватки. В этом контексте её проект Worry for the Fruit the Birds Won’t Eat (англ. «Беспокойство о плодах, которые не съедят птицы») продолжает историю «потерянной» части человечества. О людях, которые лишены болезнью своей свободы и жизни.

Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle
Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle

Проект состоит из архивных изображений, которые художница повторно сфотографировала. На них изображены методики лечения раковых больных, которые могут вызывать смешанные чувства у современного зрителя. В своих поисках Габриэль обращалась, также, к символически связанным с темой изображениям: рентген-снимкам, портретам пациентов, фото-гербарию.

Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle
Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle

В интервью журналу Foam Софи говорит, что её работы – не только послание человечеству, но и конкретное сообщение фотографам с призывом отказаться от искусственности и цифровой обработки. Габриэль погрузила свои негативы в загрязненную воду, позволив деградации эмульсии подчеркнуть состояние разрушения и разложения. «Я делала это, сидя на пристани в Пенанге в Малайзии», - объясняет она. «И думала о чистой воде, которая течет из крана, и о том, как она возвращается в природу, чтобы заболеть и загрязниться. Именно эта невидимая опасность заинтриговала меня».

Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle
Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle

Изображения, переработанные Габриэль, являются обезличенным повествованием. Но также сталкивают и с историей личной. Фотография становится для автора формой терапевтического инструмента, с помощью которого она проживает принятие собственной трагедии:

Этот проект начался как механизм преодоления и стал поэтической формой моего собственного горя, когда я пытаюсь взять контроль над ситуацией, заставляющей меня чувствовать себя бессильной.

Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle
Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle

Визуальные эффекты играют с взаимосвязью между тем, что видимо и невидимо при болезни. Выбор образов напрямую связан с автобиографическим контекстом и рассказывает истории членов семьи Габриэль. Рентген-снимки, на которых зараженные кластеры превращаются в космические туманности, - память о дедушке, у которого обнаружили рак лёгких. Травы и растения, провозглашающие жизнь, но оставляющие у зрителя ощущение тленности или законсервированности, - часть ежедневной борьбы отца с болезнью с помощью “натуральных средств”.

Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle
Софи Габриэль, из серии «Worry for the Fruit the Birds Won't Eat», 2018. © Sophie Gabrielle

Фотография для Софи Габриэль в целом - способ познания процессов отражения действительности в человеческой психике. Девушка выбирает в качестве основы историй, которые рассказывает через объектив, вещи, имеющие для неё личное значение. Для неё фотография - «это и жизнь, и память в одном».

Габриэль использует камеру, чтобы разделить свои воспоминания с миром: «Если бы не было необходимости документировать вещи, чтобы сохранить воспоминания, фотография была бы не такой популярной, как сегодня. Фотографии - это всего лишь маленькие кусочки правды, созданные таким образом, чтобы показать только лучшее».

Больше работ Софи Габриэль можно найти на сайте автора: www.sophiegabriellephoto.com

Текст: Юлия Чернышевская

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.