В Эрмитаже среди музейных экспонатов, рассказывающих о жизни в Византийской империи есть серебряный ковшик. Это отлично сохранившийся образец мастерства ремесленников той далекой эпохи. В центре чаши выгравирована шуточная бытовая сценка измерения уровня Нила: мальчик, взобрался на спину своего приятеля и пытается сделать зарубку на столбе.
Этот столб часть древнего механизма – ниломера (или нилометр), который указывает на высоту подъема воды в реке. Эти приспособления известны со времен первых фараонов. Многолетняя статистика наблюдений указывала жрецам и специальным чиновникам о том, чего можно ожидать от разлива Нила – урожая или недорода, счастья или беды.
Во времена Византийской империи, когда Египет был частью этой страны, ниломеры работали также исправно, как и при древних династиях фараонов.
А теперь вернемся к ковшику. Рассмотрите внимательно рисунок с мальчиками. Видите, он ставит отметку напротив буквы Е?
Эта отметка соответствует показаниям уровня 5-6 локтей подъема воды в Ниле. И это очень низкий показатель, по сути, это предвестник большого недорода и голода. Так почему же мальчики такие веселые, если людям грозит беда? Все просто: ковшик сделали в Константинополе, а не в Каире. Ремесленники из столицы, малознакомые с нюансами разливов Нила, не особенно внимательно скопировали некий образец египетских мастеров, воспроизведя общий смысл – ошибившись в деталях.
Ниломеры "функционируют" и сегодня. На реке Нил насчитывается около 20 таких измерительных приборов. В Каире можно посетить один из самых известных ниломеров. Он располагается на острове Род.
Именно его статистика измерения является самой древней из сохранившихся. У ученых есть все параметры подъемов Нила начиная с 7 века до нашей эры, то есть за 2700 лет. Сегодня все ниломеры являются больше историческими памятниками, чем по-настоящему действующими приборами. Дело в том, что после строительства в 1960 году Асуанской плотины они «испортились», потеряв практическое значение.
Читайте у нас:
Король Франции Генрих I и Анна Русская: суровая действительность, а не гламурные мифы
Тайна исчезновения легендарных дворцов багдадских халифов
У Наполеона тоже не ладилось с карьерой: в чем подвох?
Лицемерие, репрессии и коварство: царствование Юстиниана и Феодоры