31 подписчик

"Гео и гелио центрическая модель мира" или "Почему восхода солнца не бывает".

161 прочитал

    Урок географии, лит-ры и даже немного истории для учеников 5 класса.  Усаживайся поудобнее, сейчас я расскажу тебе, как надо читать учебник.

Урок географии, лит-ры и даже немного истории для учеников 5 класса.

    Урок географии, лит-ры и даже немного истории для учеников 5 класса.  Усаживайся поудобнее, сейчас я расскажу тебе, как надо читать учебник.-2

Усаживайся поудобнее, сейчас я расскажу тебе, как надо читать учебник. Точнее, я хотела бы рассказать тебе, как не надо его писать, хотя это надо рассказывать дядям и тётям, академикам и докторам наук, которые его написали. Но дяди и тёти не читают детские блоги, да и учебники уже написаны и пока никто их переписывать не собирается, поэтому легче всего просто научиться их читать. А научившись читать такие учебники, ты сразу же научишься учиться вообще без учебника 😊.

Подозреваю, что если тебе пока только 10 или от силы 11 лет, и ты всего лишь в 5-ом классе, то тебе будет не очень интересно читать в учебнике по литературе про какого-то Михаила Васильевича Ломоносова, особенно, если там написано, что «славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику». При этих словах ты морщишься и бормочешь себе под нос: «Ну и не всем!» - ведь ты в свои 10 лет слышишь про него первый раз. К тому же в учебнике про Ломоносова чуть больше одной странички (сравни с Крыловым, про которого в этом же учебнике 11 страниц 😊 ). И совсем уж непонятна басня Ломоносова, написанная им в 1761 году, которую тебе ещё и задали выучить наизусть:

    Урок географии, лит-ры и даже немного истории для учеников 5 класса.  Усаживайся поудобнее, сейчас я расскажу тебе, как надо читать учебник.-3

Язык сломаешь. Какие-то «два Астрóнома», «такóва- жаркóва». Не понятно…

Это понятно, что тебе ничего не понятно, потому что, во-первых, великий российский учёный Михáйло Ломоносов (именно так произносилось его имя в 18 веке) писал языком, на котором сейчас уже никто не говорит, а во-вторых, он писал про вопрос, который тогда сильно беспокоил умы учёных и неучей всего мира: Крутится Солнце вокруг Земли или наоборот? Сейчас тебе это кажется смешным, ведь каждый школьник знает, что Земля и все остальные планеты вращаются вокруг Солнца, а раньше за эту идею церковь сжигала людей на кострах, ну, не наша православная церковь, как та, что, например, стоит напротив моей школы, а заграничная католическая. Наша церковь местных астрономов не сжигала, потому что до них не дошла очередь, в это время на Руси сжигали еретиков – безбожников, тех, кто не верил в бога, или верил неправильно, например, старообрядцев, которые верили в христианского бога Иисуса Христа, но крестились неправильно — двумя, а не тремя пальцами, также сжигали тех, кто верил в неправильного бога, доставалось мусульманам и иудеям, это те, кто верит в еврейского бога.

как можно было креститься во времена Ломоносова, чтобы не оскорбить чувств верующих
как можно было креститься во времена Ломоносова, чтобы не оскорбить чувств верующих

То есть можно сказать, что почти вся жизнь Михайло Ломоносова – выдающегося учёного астронома-географа-геолога-металлурга-писателя-поэта-приборостроителя-физика-химика и много-много чего другого проходила в такой вот пожароопасной обстановке. Вы представляете, в каких условиях он делал свои научные открытия? Вот сидите вы на уроке, учите этот самый стих или пытаетесь понять, что такое наибольшее общее кратное, а за окном школы по церковному двору вокруг столба с привязанным к нему грешником весело бегает батюшка с канистрой бензина и кричит прихожанам, есть ли у кого спички. Вокруг, конечно, праздничная толпа, начальство приехало, телевидение, а вам приходится сидеть на скучном уроке. И думаете вы что-нибудь запомните из того, что вам говорит учитель? А Ломоносов при этом еще придумал как делать цветное стекло, предположил, что все вещества состоят из корпускул, это, что мы сейчас называем атомами, сделал телескоп и смог разглядеть, что на Венере есть атмосфера, организовал первый в России университет, ну и написал свои стихи.

"Не горит ли там опять кто-нибудь?" (портрет Ломоносова художника Н.Кислякова 1963)
"Не горит ли там опять кто-нибудь?" (портрет Ломоносова художника Н.Кислякова 1963)

Вот со стихами ему повезло, потому что жечь людей церкви запретили всего лишь за 1 год до их написания - в 1760 году, а то мало ли что могло случиться. В общем, хорошо, что это осталось в далёком прошлом, и сейчас у нас никого не сжигают, а в церкви батюшка если что и зажигает, так только свечки перед иконами.

В общем, теперь ты понимаешь, какое горячее, в прямом смысле слова, время тогда было и как горячо, тоже в прямом смысле, обсуждали проблему что вокруг чего вертится. В учебнике по литературе написано про это, мало, мелким шрифтом и внизу страницы:

1. Копéрник (1473-1543) — польский астроном, объяснил видимые движения небесных тел, обращение планет и Земли вокруг Солнца.
2. Птолéмей (ок.90 — ок.160) — древнегреческий астроном, разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли.

Если тебе ничего непонятно из этой пары строчек, то смотри «Правило номер 1 как читать плохой учебник».

    Урок географии, лит-ры и даже немного истории для учеников 5 класса.  Усаживайся поудобнее, сейчас я расскажу тебе, как надо читать учебник.-6

Ведь у тебя есть учебник географии, науки, которая и должна это объяснять! И вот ты с надеждой лезешь в ранец, достаёшь учебник географии и опять видишь ту же басню Ломоносова. Но ты не теряешь надежду, переворачиваешь страницу, и, наконец, находишь, что искал:

«Модель устройства мира, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, предложил в 16 веке польский астроном Николай Коперник. Эту систему назвали гелиоцентрической (от греческого слова helios – Солнце). До этого была принята геоцентрическая система Птолемея, который ошибочно полагал, что шарообразная Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг неё».

Да уж, не густо. Теперь мы хотя бы знаем, что Коперника звали Коля, а товарищ Птолемей так и остался безымянный, потому что его имя в учебнике не написано, наверное потому что не хватило места из-за большой картинки космоса. Ничего не поделаешь, оба учебника не внесли ясности, и мы переходим ко второму правилу:

    Урок географии, лит-ры и даже немного истории для учеников 5 класса.  Усаживайся поудобнее, сейчас я расскажу тебе, как надо читать учебник.-7

С чего же нам начать? С самого начала — с Птолемея.

Вооружившись Гуглом и Википедией (всегда лучше иметь несколько источников информации), и небольшим запасом терпения, ты легко найдёшь его имя. Наконец-то, мы сможем отдать ему дань уважения и хоть разок назвать одного из самых выдающихся учёных Земли по имени - Клавдий Птолемей. Всего семь букв, которые почему-то не уместились на страницах двух учебников, а само это имя Клавдий, кстати, говорит, что Птолемей был римским гражданином (вспомним учебник литературы, который настаивает на том, что он был грек).

Так вот, Клавдий Птолемей родился и жил в Египте, тогда, 100 лет после рождества Христова, это была провинция Римской Империи со столицей в городе Александрия, построенном Александром Македонским в устье Нила. А сейчас, ты, должно быть, это знаешь, столица Египта - город Каир. В Александрии была одна из самых крупных в то время библиотек, в которой работало много учёных, в том числе и Птолемей. Если сравнивать значимость Александрийской библиотеки с нашим временем, то это как, если бы там был чуть ли не единственный на весь мир компьютерный центр с доступом в интернет.

Используя труды известных учёных и проводя свои собственные исследования Птолемей выдвинул гипотезу (предположение), что Земля неподвижно висит на небе, ну, будто её прибили гвоздями, а Солнце и другие планеты вертятся вокруг неё по кругу. Это как раз и есть геоцентрическая модель мира, когда Земля в центре (Гея - греческая богиня Земли, отсюда «геоцентрический»).

Точнее Солнце и планеты, по расчётам Птолемея, вращались не совсем по кругу, а по двум кругам: маленькому — эпициклу и большому — деференту. Звучит скучно и сложно, но, на самом деле, это очень просто. Легче всего посмотреть видео в ютьюбе, а простыми словами это будет так:

Представь себе, что у Птолемея был мотоцикл, ну например Ямаха, и на переднем колесе, прямо на покрышке, он нарисовал маленькое Солнце, потом он положил на землю мячик — Землю, и начал ездить по кругу вокруг этого мячика-Земли на своём моцике. Ты можешь сам попробовать это на своём велике, например. Солнце, нарисованное на переднем колесе, будет крутиться вместе с колесом — это как раз и есть малый круг вращения — эпицикл (само колесо мотоцикла, запомни мотоцикл-эпицикл😊), и одновременно Солнце вместе с мотоциклом (или с великом) вращается вокруг мячика-Земли по большому кругу, по которому ездит этот моцик или велик, этот круг называется - деферент. Можешь не запоминать названия этих кругов, главное запомни, как Солнышко на колесе одновременно крутится и по колесу, и вокруг Земли-мячика.

Эта модель вселенной, придуманная Птолемеем примерное в 150 году нашей эры успешно существовала 1300 лет, до тех пор, как Николай Коперник (помнишь, что жил он в Польше 1473-1543) сел на свой мотоцикл (ну, например, на Хонду (всё-таки они с Птолемеем были в разных командах ) и сказал, что всё наоборот: нарисованный на колесе шарик - это Земля, а неподвижный мячик на асфальте - Солнце. Всё остальное у Коперника было как и у Птолемея, малый круг — эпицикл (колесо мотоцикла) и большой - деферент, круг на асфальте вокруг мяча.

Коперник. Какую ошибку допустил художник Grazyna Hajewski? Ответ в самом низу.
Коперник. Какую ошибку допустил художник Grazyna Hajewski? Ответ в самом низу.

Сейчас мы знаем, кто из них был прав, ну, в том, что вокруг чего вращается. Но ещё целых 300 лет мало кто верил Копернику (помнишь, что Ломоносов писал про это во второй половине 18 века – это примерное через 1600 лет после смерти Птолемея – даже тогда многие считали, что Земли находится в центре Вселенной). То есть почти две тысячи лет большая часть человечества (в том числе много знаменитых учёных) ошибалась и не хотела признавать свои ошибки. А знаешь почему?

Люди всегда тяжело расстаются с убеждениями и верованиями, с которыми давно живут, особенно если таким верованиям не одна тысяча лет и отказаться от них, значит перевернуть всё представление о мире, в котором ты жил до сих пор, а это не каждый может осилить. Но, кроме того, по системе Птолемея можно было легко произвести расчёты положения звёзд относительно Земли, а те же расчёты по системе Коперника не сходились. Да, так случается в науке, когда ложная гипотеза даёт правильный результат, а истинная гипотеза показывает ошибку. Имей это в виду, ты можешь и сам столкнуться с такими случаями в жизни, всегда допускай, что даже постоянная ошибка совсем не значит, что ты не на верном пути, помни про Коперника.

В чём же ошибался Коперник? В том, что планеты вращаются вокруг Солнца по кругу. Понадобилось еще 100 лет, чтобы на наш воображаемый мотоцикл сел немецкий учёный Иоганн Кеплер, который сказал, что вокруг Солнца надо ездить не по кругу, а по эллипсу, и планеты не надо рисовать на колесе, потому что они не крутятся с колесом, а просто вращаются вокруг своей оси, их можно представить как шлем мотоциклиста, если бы он у него вращался, как голова Эмета в Легомульте. Теперь посмотри в ютьюбе и тебе будет всё понятно.

https://www.youtube.com/watch?v=j0q6u7hosII

Теперь-то нам будет легко понять басню Ломоносова (ну, с лёгким переводом на современный язык)

    Урок географии, лит-ры и даже немного истории для учеников 5 класса.  Усаживайся поудобнее, сейчас я расскажу тебе, как надо читать учебник.-9

Вот в общем-то и всё, что ты должен знать про геоцентрическую и гелиоцентрическую модель мира, про Птолемея и Коперника. Хотя, ты можешь ещё спросить, а за что, собственно, сожгли Джордано Бруно, и кто он такой? Спроси, ты имеешь на это право. У нас же не школьный учебник, да и вообще, это нечестно не рассказать такие интересные вещи.

Говоря о гелиоцентрической модели мира, нельзя не вспомнить ещё несколько учёных и мыслителей конца 16 — начала 17 века, без которых гипотеза Коперника могла бы долго ещё оставаться недоказанной. Если бы не они и многие другие, кто верил в идеи Коперника и десятилетиями проводил расчёты, пытаясь доказать его правоту, то мы и сейчас думали бы, что Солнце вращается вокруг Земли и с опаской смотрели бы на церковный двор – не доносится ли оттуда запах жаркого😊.

Одним из таких людей был итальянский монах, философ и мыслитель Джордано Бруно (который родился через 5 лет после смерти Коперника и жил 1548-1600). Он не был астрономом, но предположил, что вселенная бесконечна и что звёзды — это далёкие солнца; он верил в Бога, но считал, что Иисус Христос не Бог, а маг; он был монахом, но говорил, что монахи позорят мир, что все они — ослы; и везде читал лекции по теории Коперника. Католической церкви это не очень нравилось, особенно про Христа и ослов, и его посадили в тюрьму и потребовали, чтобы он признался, что ошибается, но Джордано Бруно не отказался от своих убеждений даже под страхом смерти и в 1600 году его приговорили к сожжению на костре ☹. Перед казнью он сказал: «Сжечь — не значит опровергнуть!». Сейчас в Риме на месте казни на площади Цветов стоит его памятник. Кстати, католическая церковь до сих пор не реабилитировала Джордано Бруно, то есть не признала эту казнь преступлением.

Другим последователям Коперника повезло больше. Так ещё один итальянский ученый, математик и астроном Галилео Галилей (1564 —1642), которого церковь тоже обвиняла в гелиоцентризме, отделался легким испугом, потому что публично отказался от идей Коперника, хотя по красивой легенде потом он сказал «И всё-таки она вертится!» Правда то ли он сказал это про себя, то ли тогда, когда никого вокруг не было, но церковники это не слышали и больше к нему не приставали. И сейчас это выражение символизирует верность своим убеждениям. Человеческая слабость не умаляет заслуг Галилея и множества его научных открытий, в том числе изобретения телескопа.

Датский астроном Тихо Браге (1546-1601), кстати они были знакомы с Галилеем, тоже пытался экспериментально доказать движение Земли вокруг Солнца, но он не знал расстояния до звёзд, потому его расчеты были ошибочные и он решил, что Коперник не прав. Тихо Браге умер через год после казни Бруно, как говорит Википедия «причины смерти Тихо Браге неясны до сих пор. Существует легенда, что Тихо Браге, следуя придворному этикету, не мог выйти из-за королевского стола во время обеда, и умер в результате разрыва мочевого пузыря».

И, конечно, нельзя не сказать ещё пару слов про Иоганна Кеплера (1571 - 1630). Пару слов про то, каким он был невезучим. Начнём с того, что ему всегда все не доплачивали, даже тот же Тихо Браге, у которого Кеплер работал стажёром, а так как у Кеплера было много детей, то он жил впроголодь, зарабатывая составлением астрологических прогнозов, которые часто не подтверждались, его маму чуть не сожгли как ведьму, а когда он объявил, что планеты вращаются по эллипсу, то никто ему не поверил, даже Галилей. Он так и умер непризнанный, оставив после себя поношенную одежду, 22 флорина наличными (флорин это золотая монета), 29000 флоринов невыплаченного жалованья и рукописи. Кстати, умер он от того, что простудился в дороге, когда поехал за невыплаченным жалованьем к императору. Вот ведь, не было бы задержки с заплатой, то он мог бы ещё и пожить!

Грустный Кеплер, которому все всегда не платили.
Грустный Кеплер, которому все всегда не платили.

Чтобы не заканчивать на такой грустной ноте скажем, что Иоганн Кеплер, не смотря на всё его невезение, сейчас признанный первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы! Так что, он всё-таки добился своего и его заслуги увековечены не только на Земле, но и в космосе. Его именем названы кратеры на Луне и Марсе, звезда, астероид и несколько планет.

Ну, вот теперь всё.

Надеюсь, теперь ты уж точно знаешь, что такое гелиоцентрическая модель мира, как человек пришёл в этому открытию, знаешь, что иногда всё человечество может ошибаться на протяжении тысяч лет и, главное, знаешь, как читать учебник, когда там нечего читать. Как? А никак 😊 Надо искать другие источники информации, они откроют перед тобой весь мир, главное захотеть.

Художник Grazyna Hajewski нарисовал Коперника на фоне планет, которые вращаются вокруг Солнца по эллипсу, но мы-то знаем, что эту идею высказал Иоганн Кеплер через 100 лет после Коперника.