Найти тему
Жанна

19 октября из Дневников Л. Толстого

Оглавление

1852

Простота есть главное условiе красоты моральной. Чтобы чит[атели] сочувствовали герою, нужно, чтобы они узнавали въ немъ столъко-же свои слабости, сколько и добродетели, добродетеливозможныя, слабостинеобходимыя. Мне пришла мысль заниматься музыкой. Темъ или другимъ, но надеюсь, что съ завтрашняго дня начну работать неусыпно. — Мысль романа счастлива — онъ можетъ быть не совершенство, но онъ всегда будетъ полезной и доброй книгой. Поэтому надо за нимъ работать и работать, не переставая. Ежели п[исьмо] отъ Р[едактора] побудитъ меня писать Оч[ерки] Кавк[аза], то вотъ программа ихъ: 1) Нравы народа: а) Исторiя Сал., b) Разсказъ Балты, с) Поездка въ Мамакай-Юртъ. 2) Поездка на море: а) Исторiя Немца, — b) Армянское управленiе, с) Странствованiе кормилицы. 3) Война: а) Переходъ, b) Движенiе, с) Что такое храбрость? — Основанiя романа Р[усскаго] Пом[ещика]: Герой ищетъ осуществленiя идеала счастiя и справедливости въ деревенскомъ быту. Не находя его, онъ, разочарованный, хочетъ искать его въ семейномъ. Другъ его, она, наводитъ его на мысль, что счастiе состоитъ не въ идеале, а постоянномъ, жизненномъ труде, имеющемъ целью — счастiе — другихъ. — 2) Любви нетъ. Есть плотская потребность сообщенiя и разумная потребность въ подруге жизни. — Доказательство безсмертiя души есть ея существованiе. Все умираетъ, скажутъ мне. Нетъ: все изменяется, и это измененie мы называемъ смертью, но ничего не изчезаетъ. Сущность всякаго существаматерiя, остается. Проведемъ паралель съ душою. Сущность души есть самосознанiе. Душа можетъ измениться со смертью, но самосознанiе, т. е. душа, не умретъ.

1853

Записалъ Н[аблюденiя], С[веденiя], М[ысли] и П[равила]. Ходилъ съ Гром[аномъ] въ сады, убилъ зайца. Обедалъ одинъ съ Гр[оманомъ]. Зуевъ, после обеда, въ то время какъ играли въ карты, вдругъ показался мне чрезвычайно глупъ. Лобри, прiехавшiй къ Гр[оману], какъ кажется, жалкiй человекъ. Онъ, окончивъ курсъ въ лицее, хотелъ изъ гражданской службы перейдти въ военную противъ воли отца и за это, по его разсказамъ, 4 года прослужилъ Юнкеромъ и теперь, наконецъ, уволившись отъ службы, Богъ знаетъ зачемъ, живетъ въ Каргалинке. Я при Фетисове слишкомъ зло говорилъ про казаковъ. Написалъ главу Отр[очества]. Ужиналъ, дописалъ нынешняго дня С[веденiя], Н[аблюденiя], М[ысли] и П[равила] и ложусь. — Благодаря Бога, я доволенъ собой но странное я испытываю чувство безпокойства, когда я бываю внешне и внутренне спокоенъ, какъ будто кто-то говоритъ мне: вотъ ты хорошъ теперь, а никто кроме тебя этаго не знаетъ. —

1856

[Судаково.] Поехалъ въТулу, заехалъ къ Арс[еньевымъ] на минутку. Получилъ письма отъ Сер[ежи], Панаева и росписки отъ Маiоровъ. Былъ у Зеленаго, скучный, честный человекъ, у Дарагана, хочетъ притвориться современнымъ челов[екомъ]. У Завальевскаго, его менажъ и комнаты съ разноцветными стеклами. У Зел[енаго] было неловко. Вечеръ у Арс[еньевыхъ] и ночевалъ. Смотрелъ спокойнее на В[алерiю], она разтолстела ужасно и я решительно не имею къ ней никакого, далъ ей понять, что нужно объясненье, она рада, но разсеянно. О[льга] умна. Ночевалъ у нихъ.

1857

Хлопоталъ утро. Обедалъ въ клубе, скучно, да и нездоровится. Вечеръ у Аксаковыхъ. Отвратительная литературная подкладка.

1865

Соня ездила в Тулу. Я подозрил 3-х. Сердился. Дурно. — Погода теплая, сырая. Чудо. —

1889

Я. П. Вчера поздно ночью приехал Попов. Я рад ему. Лег поздно, встал рано. Приехала барыня из Орла: «Хочу жить лучше, иметь занятия, хочу в деревню. Я думала, что вы можете меня устроить. Ну, я ошиблась». Всё это с злостью, с эгоизмом. И жалкая до невозможности. И теперь сидит в кабинете. Кое-как многократными попытками добился того, что она сказала, что у ней нет денег и она хотела убиться. И умиротворилась, поела и поехала. Я занимался под сводами, услыхал голоса. Это И. Горбунов и Чистяков от Чер[ткова], не очень б[ыл] им рад. Много вдруг. Да и Г[орбунов] почему-то мне каким-то подниманием плеч, походкой неприятен, хотя всё в нем хорошо. Чист[яков] мелкий, но ясный, умный, простой. Ходил с ним. Обедал. Я не в духе. Учительницу отвезли, привезли Жебунева. Я еще не спал.

1897

Вчера не записал. Нынче 19 Ок. Я. П. Пришел Лева, помешал. И вчера и нынче чувствую себя очень вялым, хотя и здоровым. Не хочется работать. Поправлял 13, 14, 15 главы. Получил из Москвы переписанные главы и заключенье. Ездил вчера в Ясенки. Нынче рубил дрова и таскал. Был Новиков. Ночевал Вячеслав. Нынче письмо от Буланже. Сейчас хочу написать ему и жене. Надо бы написать Саломону.

Уединение все-таки очень прият[но].

1909

Вчера ездил видеться с Ольгой. Встретил, хорошо поговорили. Дома к обеду Звегинцева. Старался или не говорить или говорить серьезно и добро. Не совсем хорошо, но лучше, чем прежде. То же и с Андреем и его женой. Но упрекаю себя в том, что не скажу им прямо то, что думаю об их жизни. С Зв[егинцевой] говорил о молитве в церкви, о тексте VI М[ат]ф[ея] и неприложимости к молитве текста XVIII, 20. — Вообще как вредно приписыванье значения текстам.

М[арья] Ал[ександровна] приехала. Какая серьез[ная] в ней идет работа!

Нынче встал не рано. Пошел ходить. Болит спина, и большая слабость. Но на душе твердо, ясно. Благодарю. Сейчас почитал К[руг] Ч[тения], письма, ответил на конвертах, и ничего не хочется писать, и слава Богу. Перечитал по случаю фонографа свои писания: О смысле жизни, О жизни и др., и так ясно, что не надо только портить того, что сделано. Если уже писать, то только тогда, когда не можешь не писать. 1-й час.

Ездил с Иваном далеко верхом. Вечер Андрей с семьей. Легче переношу. Читал Русск[ую] Мысль: Конь Белый, Березка и стихи. Без преувеличения: дом сумашедших, а я дорожу мнением этих читателей и писателей. Стыдно, Л[ев] Николаевич].

1910

Ночью пришла С[офья] А[ндреевна]: «Опять противъ меня заговоръ». — «Что такое, какой заговоръ?» — «Дневникъ отданъ Ч[ерткову]. Его нетъ». — «Онъ у Саши». Оч[ень] б[ыло] тяжело, долго не могъ заснуть, п[отому] ч[то] не могъ подавить недоброе чувств[о]. Болитъ печень. Прiехала Молоствова. Ходилъ по елочкамъ, на[си]лу двигаюсь. Записать:

1) Представление мiра вещественнаго во времени и пространстве не имеетъ въ себе ничего действительно существующаго (реальнаго), а есть только наше представленiе. Это такъ, п[отому] ч[то] представленiе это само по себе внутренне противоречиво. Вещество не можетъ быть понимаемо иначе, какъ въ ограниченныхъ пределахъ пространства, а между темъ пространство безконечно, т. е. безъ пределовъ. Всякая вещь, чтобы быть вещью должна быть чемъ нибудь ограничена, ограничена другой вещью: Земля воздухомъ, частицы воздуха газами, газъ тончайшими газами. А те? ....

Точно тоже и со временемъ. Время определяетъ продолжительность явленiй, а между [темъ], время само по себе безконечно, и потому, всякая принадлежность по отношенiю къ безконечности не имеетъ никакого значенiя. Жизнь микроорганизма менее продолжительна, чемъ жизнь человека, а жизнь человека — чемъ жизнь планеты, а жизнь планеты? Такъ что все меры продолжительности имеютъ только относительное значенiе, сами же по себе суть только х/∞, и потому все равны между собой, какой бы ни былъ х.

2) Жить передъ Богомъ, не значитъ жить передъ какимъ то Б[огомъ] на небе, а значитъ, вызвать въ себе Б[ога] и жить передъ нимъ.

3) Солдатство вызываетъ потребность патрiотиз[ма], оправдывающаго подлости солдатства. Патрiотизмъ вызываетъ потребность солдатства, поддерживающаго патрiотизмъ.

4) Можно сознавать Бога въ себе самомъ. Когда сознаешь Его въ себе самомъ, то сознаешь Его и въ другихъ существахъ (и особенно живо въ людяхъ). Когда сознаешь Его въ себе и въ другихъ существахъ, то сознаешь Его и въ Немъ самомъ.

— Опять ничего не делалъ, кроме писемъ. Здоровье худо. Близка перемена. Хорошо бы прожить последокъ получше. С[офья] А[ндреевна] говорила, что жалеетъ вчерашнее. Я кое что высказалъ, особенно про то, что, если есть ненависть хоть къ одному человеку, то не можетъ быть истинной любви. Разговоръ съ Молоств[овой], скорее слушанiе ее. Дочиталъ, пробегалъ 1-й томъ Карамазовыхъ. Много есть хорошаго, но такъ нескладно. Велик[iй] инквизит[оръ] и прощанiе Засима. Ложусь. 12.