В Дюссельдорфе открылась интересная выставка, посвященная развитию искусства ГДР. Экспозиция выставки – 130 работ 13 художников, в которых можно проследить непростую, противоречивую и напряженную эпоху социализма в стране.
Искусство ГДР после падения Берлинской стены оставалось практически невостребованным. Только сегодня искусствоведы и историки, пытаясь собрать воедино историю восточно-германского государства, вновь обратили на него внимание.
В центре экспозиции — работы Вольфганга Маттхойера, Бернарда Хайзинга, Вернера Тюбке, Вилли Зитте, которого в Советском союзе считали соцреалистом.
Эмблема выставки вполне соответствует ее содержанию: ею стала картина Маттхойера “Странный случай”. На обочине погибает ангел, возможно, сбитый машиной. Мимо проезжающие туристы с любопытством, но равнодушно наблюдают за его мучениями.
Искусство ГДР не было исключительно соцреалистическим. Художники предпочитали творить в уединении от государства (Герхард Альтенбург, Карлфридрих Клаус), кто-то вступал в конфронтацию с системой, как Корнелия Шлейме или А.Р. Пенк. Михаэль Моргнерс известен своими экзистенциальными картинами, Герман Глекнер — мастер абстракции.
Соцреалистам в ГДР гарантировались деньги и признание. Но художники в социалистической Германии хотели другого — они хотели сохранить свою культуру, свой голос.