Найти тему
Любопытный мир

Ученые привлекли искусственный интеллект для реконструкции древних игр

Игры – это серьезно, и они были в течение тысяч лет. Игры – это весело, но им нужны правила. До появления проприетарных игр, в коробках, большинство настольных игр не снабжались инструкциями. Правила передавались в устной форме, и это одна из причин того, что древние игры, в которые до сих пор играют, такие, как манкала или нарды, имеют смутное происхождение. Теперь команда инженеров-программистов, историков и археологов пытается собрать воедино правила древних настольных игр – с помощью современных технологий.

Настольные игры – одна из древнейших документированных форм досуга. Трудно сказать, когда появились те же прятки, потому что они не оставляют никаких вещественных доказательств, но игровые поля и жетоны для игры дали археологам много работы.

Игры были выгравированы на ландшафте, оставлены в местах обитания и даже похоронены с мертвыми – видимо, для нескучной загробной жизни. Они встречаются по всему миру, от игры викингов hnefatafl до китайского liubo, и включают в себя различные доски, кости и кусочки. Игры охватывали разнообразные социальные группы: от широкой публики, которая играла на досках, вырезанных на стенах храмов, до королевских особ, которые имели роскошную игровую атрибутику.

Древняя доска игры сенет фараона Аменхотепа III, датируемая 14 веком до нашей эры. Фото: PUBLIC DOMAIN
Древняя доска игры сенет фараона Аменхотепа III, датируемая 14 веком до нашей эры. Фото: PUBLIC DOMAIN

«В могиле у Тутанхамона было четыре набора сенетов», – говорит Кэмерон Браун, ученый из Университета Маастрихта, имея в виду древнеегипетскую игру с передвижением фишек по доске. Браун является руководителем проекта Digital Ludeme (в переводе с латинского «играть»), который использует археологические данные и современные правила игр, чтобы выяснить, как проходили сотни древних игр и их разновидностей, и которые менялись со временем и местом нахождения.

Что касается археологических данных, то настольные игры начались с сенета, почти за 1800 лет до рождения Тутанхамона. Около 700 лет спустя, в древнем Шумере, королевская игра в Ур была настолько важна, что ее правила были вырезаны на клинописной табличке.

Глиняная табличка с надписью с правилами игры в Ур. Фото: Getty Images
Глиняная табличка с надписью с правилами игры в Ур. Фото: Getty Images

Названия многих древних игр проскользнули сквозь трещины истории, поэтому исследователи идентифицируют их по тому, что осталось. Есть «33 Круга» из Египта, «10 Колец» из Критского бронзового века и ближневосточная «58 лунок». Поскольку правила со временем были утрачены, то, как играли в древние игры, основано на предположениях. Как и люди, которые их изобрели, игры развивались с течением времени. Размеры доски и фигуры меняли форму, как и правила, по мере того, как игры медленно разносились по карте.

И по мере их распространения они оставляли позади запутанную линию адаптации и местного колорита. Например, по словам Ульриха Шедлера, историка игр в Швейцарском музее игры, аристократы в Версале в 17 веке играли в томную форму триктрака, варианта нардов. Когда игра перешла к банковским кругам британцев, она была сжата в 15-минутные поединки.

Все это создает сложное, плохо документированное и глобальное генеалогическое древо, и это делает определение любого заданного правила сложной задачей. В течение тысячелетий игры переходили из одной руки в другую. Многие игры вышли из моды, совсем исчезли или превратились в нечто неузнаваемое.

Археологические данные в лучшем случае фрагментарны, а игровые сборники, такие, как «Книга игр» короля Альфонсо X из Кастилии – «Libro de los Juegos», 1284 год – немногочисленны. В некоторых случаях игры оставляли доски и запасные части, что, в свою очередь, приводило к большим сомнениям.

Игра «Мельница» из сборника короля Альфонсо X «Libro de los Juegos». Фото: PUBLIC DOMAIN
Игра «Мельница» из сборника короля Альфонсо X «Libro de los Juegos». Фото: PUBLIC DOMAIN

Те же Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие гробницу Тутанхамона, предложили то, что сейчас является общим стилем игры для 58 лунок. Современные игровые эксперты могут только подбирать фигуры.

На IV симпозиуме по настольным играм в Нью-Йорке, прошедшем в сентябре этого года, антрополог из проекта Digital Ludeme Уолтер Крист сказал: «Мы не можем знать, каковы правила игры, и пытаемся выяснить, какими они должны быть, используя искусственный интеллект».

Чтобы сделать это, исследователи моделируют каждую игру, используя «ludemes» (буквально: «игровые мемы») для цифровой реконструкции игр на основе их фундаментальной концептуальной информации. Идея ludeme разрушает форму игры – физические компоненты и любой известный набор правил – и отделяет ее от функции или того, как эти компоненты используются в реальности.

Людемы – это игровые гены, и после того, как генетическая информация сопоставлена, Digital Ludeme Project может рассчитать громадные расстояния между играми или количество шагов, необходимых для перехода одной игры в другую.

Концепция ludeme делает всю игровую информацию управляемой частью гораздо большей головоломки. Добавляя или удаляя какой-либо один компонент, игра может быть на шаг ближе к другому, а затем, имея исторические и археологические данные, исследователи могут определить, заимствована ли одна игра у другой.

В игре Boggle игроки встряхивают закрытую коробку из 16 кубиков, на сторонах каждого из которых написаны разные буквы. Как только кубы оседают, игроки пытаются составить как можно больше слов, соединяя открытые буквы. Это именно то, что делает программное обеспечение LUDII, с игровыми симуляторами вместо букв и функциональными играми вместо слов.

Месопотамская игра «58 лунок». Фото: PUBLIC DOMAIN
Месопотамская игра «58 лунок». Фото: PUBLIC DOMAIN

Шедлер долгое время работал над реконструкцией древних игр без помощи ИИ, и говорит, что, чтобы узнать, работает ли набор правил, нужно много раз поиграть, чтобы найти сбои, когда правила нарушаются и оставляют игру без решения. Теперь работают компьютеры, играя в каждую игру тысячи и тысячи раз в разных вариациях.

Семейное древо игры работает как эволюционное, и может отслеживаться с помощью метода, называемого вычислительной филогенетикой. После того, как игра «запуталась», и протестированы тысячи различных наборов правил, проект Digital Ludeme определяет, как игра согласуется с другими, и может отслеживать их изменения.

Между точками А и В, отмечает Эдди Дагган, историк игр из Университета Саффолка, есть много маленьких шагов, поэтому проект предоставляет возможность как интерполировать новые игры, так и оптимизировать существующие.

«Игры без правил – это то, что делают все животные», – говорит Дагган. «Но однажды кто-то использовал палку, чтобы нацарапать линию в грязи, и начал расставлять гальку или семена вдоль линии в соответствии с правилами, и изобрел игру. Именно тогда мы стали людьми».

По мере продолжения проекта особое внимание команда планирует уделить качеству и исторической достоверности. Конечная цель проекта Digital Ludeme – сделать сотни реконструированных и оптимизированных древних игр доступными онлайн для всех желающих. Сборник забавных игр будет официально опубликован в январе 2020 года, хотя некоторые из них уже доступны для игры.

«Будь мы современными игроками в настольные игры, или древними викингами, римлянами, египтянами или вавилонянами, – говорит Дагган, – мы все Homo – люди, которые играют в игры».

Понравилась статья? Жмите «лайк» и подписывайтесь на канал.

Читайте дальше:
Загадка палеонтологов: почему окаменелости обычно мужские?
Трещина в Тихом океане заставила вулканы потерять сознание на 10 миллионов лет

Все публикации канала можно посмотреть здесь.