Найти тему

Еще про подготовку к ОГЭ по обществознанию

Продолжаем разговор о подготовке к ОГЭ по обществознанию.

В чем сложность экзамена по обществознанию и как ее преодолеть?

О главной сложности мы уже сказали в предыдущем посте (читайте его тут): экзаменационные тесты требуют знания многих терминов, не связанных с жизненным опытом школьника. Причем, как правило, речь идет об абстрактных понятиях, которые усваиваются труднее, чем какие-то конкретные вещи. В итоге приходится искать баланс. С одной стороны – нужно упрощать понятия до того уровня, на котором их легко запомнить. С другой – не искажать их смысл. С третьей – не пытаться зазубривать наизусть определения, которые так и остались сложными. Да, ставка на одно только упорство, к сожалению, тоже не сработает – не тратьте силы. Нужен систематический подход. Секрет в том, что нужно не учить, а понимать.

«Что же делать?» – спросите вы. Консультант центра поддержки семейного образования «Свободное развитие» Лев Амелин объясняет: «Здесь самое главное – не отступать. Через какие-то вещи, как и в любой науке, нужно прорваться: подготовиться к тому, что усилия потребуются, но в то же время не паниковать ни родителям, ни самому ребенку». Вот советы Льва Амелина для тех, кто готов трудиться:

· Систематизируйте термины. Чтобы термин наполнился смыслом, важно, чтобы он вызывал у вас конкретные ассоциации. Они могут быть очень простые. Например: «политика – власть, государство», «экономика – хозяйство», «административное право – общественный порядок», «уголовное право – преступления», «гражданское право – имущественные и личные неимущественные права». Если такие ассоциации закрепились в сознании, значит, вы на верном пути.

Не спешите. Для того чтобы вся система терминов уложилась в голове, требуется время. Не каждая тема усваивается с первого раза. И любая – требует регулярного повторения. Мы уже говорили это и повторим еще сотню раз: ОГЭ – это, в первую очередь, практика. Если ученик не будет практиковаться, решать тесты, то он не поймет структуру экзамена и не закрепит целостные знания. Подготовку к экзамену можно сравнить с подтягиваниями на брусьях: научиться подтягиваться можно только если… Что? Правильно, только если подтягиваться.

· Учитесь не только понимать термины, но и оперировать ими, жонглировать, как циркач мячами. Для этого термины необходимо загнать в долгосрочную память. Техника запоминания простая: освежили в памяти тему с помощью учебника, осмыслили материал. Потом освежили его в памяти через час, прорешав тестовое задание, потом – через день, через три дня, через неделю.

· Помимо работы над определенной темой, в течение недели решайте несколько полных вариантов тестов ОГЭ. Так вы повторяете и закрепляете пройденный материал.

Что еще необходимо учесть для успешной сдачи экзамена?

ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАНИЙ.

Еще одна сложность при подготовке к этому экзамену обычно связана с формулировками заданий. Чтобы удостовериться, что вы правильно поняли, чего от вас хотят, сверьтесь с ответами в пробных тестах. Если вопрос требует развернутого ответа (речь идет о заданиях повышенной сложности из второй части теста), изучите предъявляемые к ним критерии. Они есть в демоверсиях, а также на сайте «Сдам ГИА». Решили тест – проверили себя – двигайтесь дальше.

ОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ.

Очень важно понимать, что успешная сдача экзамена зависит не только от того, какие знания есть у ученика. Так как экзамен длится 3 часа, время выполнения каждого задания ограничено. В пояснительной записке к экзамену (спецификации) указаны рекомендации на этот счет. На задания базового уровня дается 1-2 минуты, на задания высокого уровня сложности – до 25 минут. Это сделано для того, чтобы ученик мог спокойно решить все на черновике, а потом успеть перенести на бланки ответов. Поэтому при подготовке обязательно учитывайте ориентировочное время выполнения заданий. Никто не оценит ваши знания, если вы не уложитесь в 3 часа и не успеете проявить себя!

ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕСТАХ.

В целом, экзамен стал приближен к ЕГЭ. Усилена аналитическая часть, где надо размышлять.

Появились типы заданий, которых раньше не было.

В 1-м задании теперь надо выделить два термина, которые относятся к одной из четырех сфер жизни (духовной, политической, экономической или социальной). Также надо дать определение одного из этих терминов.

В 6-м задании теперь проверяют финансовую грамотность.

«Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решен. Банк Д.». В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации?»

-2

Такое задание проверяет, насколько девятиклассник ориентируется в реальной жизни. Значит, придется учить основы финансовой грамотности. Это можно делать по пособию Липсица.

В 12-м задании требуется сделать выводы из предложенной диаграммы, а раньше надо было просто подогнать ответы под нее.

В 20-м задании надо будет заполнять пропуски в таблице на месте понятия – совсем как в 1-м задании ЕГЭ.

Кроме того, задания к тексту сокращены с шести до четырех.

Итого 24 задания. Максимальный первичный балл уменьшен с 39 до 35.

А вот задания с выбором нескольких правильных тестовых ответов в ОГЭ не включили, хотя это было в перспективной модели. Хоть здесь повезло!

СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ.

Сложных тематических блоков, которые входят в ОГЭ по обществознанию, всего три. Это экономика, политика и право. Чтобы было проще готовиться, структурируйте каждую тему, пишите по ней небольшой план. Это важно, поскольку одним из заданий на ОГЭ будет как раз составить план текста. Да и вообще так информация запоминается легче. Помимо этого, выписывайте основные термины вместе с определениями. Только, чур, не списывать из учебника! Вспоминайте ассоциации и излагайте своими словами! Хотя тут важно не удариться в крайности: даже если вы понимаете термин, его еще нужно объяснить. Да-да, без «такая штука» и «это когда…». Ассоциации придется соединить между собой, связать дополнительными словами и выразить не «птичьим» языком, понятым только подросткам, а общепринятыми формулировками. Не забываем, что проверять все это будут эксперты – взрослые и не всегда понимающие юное поколение. Они проверяют работы по четкой схеме, ориентируясь на наличие в ответах определенных слов-маркеров. Так что хотя бы на время экзамена – поиграем в серьезных взрослых, чтобы оказаться с экспертами на одной волне, хорошо?

Остались вопросы о подготовке к ОГЭ по обществознанию? Ищите ответы в наших следующих постах.