Найти тему
Модная канитель

Популярные техники вышивки у крымских татар: «мыклама» и «букме»

Центральный музей Тавриды. Симферополь
Центральный музей Тавриды. Симферополь

Где бы я не оказалась - всегда иду в краеведческий музей. Вот и этот раз не стал исключением - Центральный музей Тавриды в Симферополе порадовал меня прекрасными образцами вышивки крымских татар. Это при том, что о технике, которую они используют в своих работах, я не знала ничего.

И вот, пожалуйста. Сколько же здесь интересного! Одно плохо - витрины бликуют, поэтому качество фотографий оставляет желать лучшего. Ничего не поделаешь - работаем с тем, что есть))

1. Самая распространенная техника вышивки называется «татар ишлеме».

Татар ишлеме использовалась для заполнения больших пространств и представляла собой глухую двустороннюю гладь. Материал, из которого изготовлен пояс - это домотканая атма, легкая ткань из хлопка, льна или шелка.

Нитки могли использоваться самые разнообразные - шелковые, хлопчатобумажные, золотные или серебряные. В такой технике вышивали головные покрывала, свадебные мужские пояса, различные платки, накидки - изделия, в которых видна изнаночная сторона.

2. Еще одна техника вышивки - «мыклама».

Мыклама - односторонняя гладь золотными или серебряными нитями. Выполняется на бархате или атласе. Вышивка используется на предметах, в которых изнанка не видна или используется подкладка - манжеты, женские жакеты или шапочки и т.д.

Кстати, если вы видите в описании слово «пул», знайте - это вышивка блестками.
Нашивки на «чичит» - шарф караимского священнослужителя - газана. Техника вышивки мыклама. Центральный музей Тавриды
Нашивки на «чичит» - шарф караимского священнослужителя - газана. Техника вышивки мыклама. Центральный музей Тавриды

Мыклама выполнялась по настилу вприкреп. Если вышивался бархат, то для укрепления изнанки использовали плотную бумагу, а для атласа - картон. На лицевой же стороне изделия настилом служили нити - сначала шелковые, позже х/б, крученые, обычно под цвет основных.

В качестве вспомогательной нити для прикрепа используется близкая по цвету хлопчатобумажная или шелковая. Она и видна на изнанке, тогда как золотная или серебряная - только на лицевой стороне.

3. Вышивка в технике «букме» тоже встречается довольно часто. Она выполняется крученым шнурком, золотным или серебряным, вприкреп снизу. Узор получается рельефным и выглядит красиво и нарядно.

Вот, кстати, бархатные подвязки для носков, да еще и вышитые металлическим шнурком, меня просто поразили. Сколько интересных и неожиданных деталей одежды можно увидеть, если внимательно осмотреть витрины в музее!

Надеюсь, вы тоже узнали что-то новое, а я ничего не перепутала))

Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»