Казань неразрывно связана с образом молодого Льва Толстого, здесь формировалось его мировоззрение. А вот закат жизни писателя ассоциируются с Ясной Поляной. Тем интереснее видеть в Казани портрет Толстого сделанный с натуры в последние годы жизни классика. Находится он в музее Боратынского. За этой картиной стоит невероятная история любви учительницы из старинного дворянского рода и неграмотного некогда крестьянина, которая началась, во многом, благодаря Льву Николаевичу.
Спустя десятилетия после отъезда Толстого из Казани, его философия и произведения окажут огромное влияние на жизни миллионов людей. Среди них будут и казанские потомки Евгения Боратынского. Внучка поэта, Ксения Николаевна Боратынская, напишет: «…мысли Толстого стали моими спутниками, моими руководителями. Благодаря им я воодушевилась идеей служения народу. Считаю, что Толстой был моим духовным воспитателем».
С юности девушка была страстно увлечена идеей народного образования. В 1900-м году, в возрасте 22-х лет, она сдала экзамен на звание домашней учительницы и организовала в селе Шушары, имении Боратынских под Казанью (ныне Высокогорский район Татарстана) школу-интернат для крестьянских детей. Обучение там сочеталось с занятиями ремеслами, экскурсиями, знакомством с изобразительным искусством и театром.
– Однажды в Шушары из села Бирюли пришел крестьянин, ее ровесник. Звали его Архип Кузьмич Алексеев. Он попросил, чтобы его подготовили к поступлению в учительский институт. Ксения Николаевна впервые в своей жизни согласилась взять на обучение взрослого ученика. Во время занятий они почувствовали, что возникает некая общность, близость... – рассказывает старший научный сотрудник музея Е.А.Боратынского Елена Скворцова, демонстрируя архивную фотографию крестьянского класса. – Но различие социального положения было таково, что шансов на благополучный исход почти не было. Архип Кузьмич Алексеев отучился в учительском институте. Не зная, что делать с этим чувством, мама Ксении Николаевны, решила прибегнуть к небольшой хитрости. Она устроила юношу в семью дипломатов, к знакомым, которые уезжали в Вену. Два года в центре Европы он занимается самообразованием. И когда он вернулся Ксения сказала ему, что теперь он такой, каким она его хотела видеть в ее мечтах. Он ответил, что теперь достоин стать ее мужем. Вся эта история длилась 7 лет!
Тут возникла другая проблема. Ксения Николаевна продолжала учительствовать и теперь ей пришлось сделать выбор между школой и семьей. Просить совета она решила у Льва Николаевича Толстого. По прибытии в Ясную Поляну Боратынская спросила, как ей быть, выходить замуж за возлюбленного и посвятить себя семье или остаться в школе? Толстой однозначно ответить не смог...
– Когда она приехала и рассказала о своей проблеме Толстой сказал: «Ну конечно замуж, женщина на земле чтобы заниматься семьей, детьми...» Она счастливая поехала в деревеньку под Ясной Поляной, стала собираться. Но через некоторое время вдруг видит Толстого, который подъехал к ней и говорит: «Знаете, Вы ушли, а я ведь неправильно вам сказал. Если у вас есть силы, сначала нужно мир вокруг себя изменить, а потом уже заниматься собой». Приехав домой она упала маме на коленки: как же так, Толстой говорит сначала одно, потом другое, что же делать? – пересказывает историю Елена Скворцова. – И мама, наконец, сказала: выбирай семью, я не могу на это смотреть, учеников всегда будет много, а такой мужчина как Архип Кузьмич Алексеев – один.
Ксения Николаевна вышла замуж за Алексеева и родила ему троих детей. Брак был счастливым, но недолгим. После революции, в 1918 году Алексеев ушел добровольцем в Белую армию. Спустя 2 года он умрет от тифа в Красноярске. А Боратынская останется одна с детьми в Казани. Остаток жизни они провела работая учительницей в разных школах.
Поездка в Ясную Поляну стала одним из наиболее важных событий в ее жизни. Что интересно, документальные свидетельства этой встречи остались у обоих ее участников. Ксения Николаевна с натуры нарисовала этот камерный портрет великого писателя последних лет его жизни. А Лев Николаевич записал в своем дневнике 19 августа 1907 года многозначительную фразу: «Вечером Боратынская. Хорошая».
Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.