Фильм, о котором пойдёт сегодня речь в наши дни показывается нечасто. На фоне более известных комедий вроде "Кавказской пленницы" или "Операции Ы", его можно увидеть раз в два-три года, а то и ещё реже.А в Советское время его крутили по ТВ с завидной регулярностью. Лично я с этим фильмом познакомился,когда мне было лет примерно 8. Особенно запал первый кадр, где персонаж грозит кому-то пальцем. Итак, не буду вас томить ожиданием, речь сегодня пойдёт о фильме "Амнистия" или "Троянский конь". Отличие лишь в том, что вторая версия является полной, а вот из первой вырезаны некоторые моменты,но не важно. Вкратце расскажу о сюжете фильма. Накануне юбилея на фабрике детской игрушки происходит инцидент: работник фабрики Григорий Соловейчик(Георгий Бурков) умудряется совершить (как выяснилось по ходу фильма) два отвратных поступка:вломится в чужую квартиру, приняв её за свою, попутно избив одного и нахамив другому, а позже ещё по-хамски поступить с женщиной на пляже. Конечно, в реальной жизни за таких вот личностей могли и упечь года на три за решётку, а по фильму, желая не омрачать юбилей фабрики его взяли на поруки и вскоре сильно об этом пожалели.Ну если смотреть характеры персонажей,то сказать, что кто-то из них положительный,а кто-то отрицательный однозначно невозможно. Ну разве что о директоре фабрики(Иван Рыжов),который временами и строгий,но положительный,а временами и разочаровывающий(яркий тому пример - эпизод спора директора и главного художника, и последующий спор с замом(Елена Санаева)). Вот кстати, мы и добрались до главного художника фабрики Татьяны Дрозд(актриса Елена Козлитина). Временами она тоже бывает и положительным персонажем, а в некоторых эпизодах выглядит вполне неприглядно, Например, на показанном в фильме товарищеском суде(были такие в СССР), где она называет подсудимого "Троянским Конём", а его коллег по цеху "Клоакёрами, его собутыльниками" или вот ещё один эпизод,когда Соловейчик пытался попридержать Дрозд,чтобы та не упала с лестницы, и вместо благодарности она залепила ему пару-тройку пощечин со словами "плакат повесьте на место,на свою печень" . Да уж,в этом эпизоде Соловейчик, был гораздо более положительным героем ,призывая главного художника уважительно относится не смотря на все его отрицательные качества. Ну вот ещё один персонаж - Кичкайло(Актёр Ролан Быков). Председатель месткома, но жутко флегматичный по причине слабого сердца. Вроде бы старается всегда быть в курсе дел, но как мне кажется для председателя крайне слабоват. Всё-таки председателями должны более суровые, жёсткие люди. А по фильму получился не очень. Ну и финал. Директором назначают весьма стервозного главного художника фабрики, а Соловейчика вновь судят. Чем же кончился этот повторный суд - навсегда осталось тайной. Вот таким вот был этот фильм, который несмотря на актёрский состав жаловали немногие. Оно и неудивительно, ведь то была сатирическая комедия, а надо сказать,это довольный сложный жанр, в отличии скажем от музыкальных или спортивных комедий.Всё-таки не всякий готов смотреть полтора часа на хулиганов,кляузников и дебоширов на производстве. На работе таковых хватает, а хотелось просто отдохнуть душой и телом, и посмотреть что-то действительно развлекательное,для души. Как хотелось например Георгию Буркову играть благородных рыцарей.
К 80-м годам этот жанр уже окончательно выдохся. Уже через 4 года начнётся перестройка и пойдёт уже совсем другое кино. Ну и осталось рассказать о смысле этого фильма: а он в том, что перевоспитание - вещь достойная,но часто оное явление облегалось(да где-то и сейчас облегается) в не самые достойные рамки(ещё один эпизод,где художник Таратута(Виктор Ильичёв),явно недовольный приговором устроил самосуд, решив,что Соловейчик опять вломился в чужую квартиру, и запулил ему тортом в морду, получив за это 15 суток).Тем самым коллектив начинает разваливаться на глазах(в этом фильме это не показано,то есть показано,Но крайне скудно). В коллективе, где бал правят одни эгоисты,готовые за каждый проступок раздавить человека, оплевать,обхамить, и где полное непонимание друг друг невозможно никого перевоспитать. Вот в чём суть этого фильма.
Прошло почти 40 лет, а фильм актуален и в наши дни. Только теперь этих самых "Соловейчиков"(как мужского,так и женского пола)развелось в каждой конторе, будь то турагентство или салоны связи или где-нибудь ещё. И их не просто не увольняют,или ещё хуже того садят, а могут и просто закрыть глаза на их выходки или могут наградить турпутёвкой.Где-нибудь по Средиземному морю. Такой вот парадокс.