Найти тему
ART-кафе

Почему гиперреализм и пин-ап не являются истинным искусством.

A K Nicholas.
A K Nicholas.


Многие годы в Третьяковской галерее висел написанный Фёдором Толстым «Пейзаж под папирусной бумагой»: художник срисовал, напечатанный в книге пейзаж, прикрытый, для сохранности изображения, листом папиросной бумаги, уже измятым и с оторванным уголком.

Фёдор Толстой. «Пейзаж под папирусной бумагой»
Фёдор Толстой. «Пейзаж под папирусной бумагой»

Зрители отказывались верить, что папиросная бумага не «настоящая». Делались бесконечные попытки «поднять» лист папиросной бумаги. (Так когда-то в древности Зевксис пытался откинуть занавес, написанный Парассием).

Администрация галереи вынуждена была поместить «Пейзаж» под стекло. Теперь он вовсе снят с экспозиции — боюсь, всё из-за тех же назойливых попыток проверить, не «обман» ли это, не настоящий ли листок папиросной бумаги.

Duane Bryers
Duane Bryers

Советский художник Пётр Петрович Кончаловский рассказывал Илье Эренбургу, как он в 1912 году продавал свой натюрморт «Хлебы»: «Я подвесил шутки ради настоящий калач на нитке, под цвет фона, долго все смотрели, не замечая, что один калач живой, пока я не толкнул его и не раскачал на нитке».

Теперь, воздав хвалу анализирующей способности человеческого глаза, стремлению художника в своём страстном постижении натуры подняться до точности почти научной, умению художника воссоздать натуру с такой убедительностью и точностью, что даже собрат-профессионал воспринимает вещь нарисованную за настоящую, я должен несколькими фразами зачеркнуть всё это...

Гёте утверждал, что если живописец с абсолютной точностью изобразит мопса, то вместо одного живого мопса станет два мопса — живой и нарисованный, а искусство не приобретёт ничего.

Carlos Bruscianelli
Carlos Bruscianelli

И он был прав.

Леонардо, тот самый Леонардо, который покрывал свои книги о живописи сложнейшими и строжайшими чертежами, который вмещал в них сведения почти энциклопедические, который требовал, чтобы его читатель становился попеременно то математиком, то оптиком, то анатомом, вдруг в одном из «наставлений живописцу» призывает последнего бояться слишком точного знания костей: «О живописец-анатомист, берегись, чтобы слишком большое знание костей, связок и мускулов не стало для тебя причиной сделаться деревянным живописцем».

И с настойчивым упорством Леонардо возвращается к обсуждению неудач художника, к таинственным изображённым фигурам, постоянно именуемым им дважды мёртвыми:

«такая фигура будет названа дважды мёртвой: мёртвой во-первых, так как она изображена, и мёртвой ещё раз, так как она не показывает движения ни души, ни тела».

Eric Wallis
Eric Wallis


В трактате-рассуждении «Как хороший живописец должен писать две вещи — человека и его душу», Леонардо говорит: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое — легко, второе — трудно...»


То есть, то трудоёмкое, требующее героического труда упражнение руки и глаза, которое позволяет живописцам совершать чудеса, то скрупулёзное, точнейшее знание множества закономерностей природы, знание целого созвездия наук — математики, оптики, анатомии, ботаники — Леонардо объявляет лёгким по сравнению с другой задачей искусства: изображением души человека, созданием идеала эпохи, эстетическим (а не научным) освоением действительности.

Творческий процесс невероятно сложен и диалектически противоречив. Он развивается путём отрицания отрицаний. Приобретай точнейшие знания и бойся их, ибо только они дадут тебе возможность создавать фигуры «дважды мёртвые».

Eric Zener
Eric Zener

Бессмысленно изображением дублировать живого мопса. Учи пластическую анатомию, перспективу, науку о цвете — и «забывай» их. Пока ты учишься, приобретение этих научных знаний на каком-то этапе становится для тебя целью. Но в творческом процессе оно целью быть не может — оно должно быть только средством.

Однако только искусство, взращённое в суровой реалистической школе, требующей постоянных тренировок руки и глаза, обогащающей ум художника знанием многих наук, воспитывающей острую наблюдательность и самоотверженную любовь к натуре — только такое искусство имеет непреходящую, общечеловеческую ценность, только оно интересно и нужно всем — от неграмотного крестьянина до убелённого сединами академика.

Hubert De Lartigue
Hubert De Lartigue

И только последовательная реалистическая школа из зрения — зеркалоподобного инструмента, дарованного нам природой, - формирует одно из величайших чудес человеческой культуры — всевидящий глаз художника.

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!