Многие военные эксперты в Киеве до сих пор винят военнослужащих ВМСУ в том, что они не стали сопротивляться российским пограничникам и не открыли огонь, дабы воспрепятствовать задержанию. Естественно, недовольство выражают лишь пропагандисты Порошенко, который, по факту, послал моряков в Керченский пролив, надеясь лишь на боестолкновение.
Сейчас провокация ВМСУ является основой для расследования, главным фигурантом которого стал уже бывший президент Пётр Порошенко. Освобождение украинских моряков должно было бы раскрыть некоторые нюансы их бессмысленного и опасного задания. Однако прибывшие из Москвы вояки пока не спешат сообщить что-нибудь важное для следствия. Даже наоборот, не прошло и пары дней после освобождения, как они встретились с Порошенко и даже скромно рассыпались в благодарностях за то, что он послал их в один конец. По всей видимости, у бывшего гаранта всё ещё остались свои люди в ВМСУ, которым строго-настрого приказали заткнуть главных участников провокации в Чёрном море.
Моряки упорно молчат и избегают общения с представителями СМИ. Однако украинским журналистам всё-таки удалось «развести» на пару слов непосредственного командира «расстрельной команды», отправленной в конце ноября 2018 года в Керченский пролив с одной-единственной целью – спровоцировать российских военных на жёсткие меры, в буквальном смысле не жалея живота своего. Естественно, одним из первых вопросов касался того, почему военнослужащие ВМСУ не оказали должного сопротивления пограничникам РФ и не открыли огонь. За кадром явно проступала недосказанная часть вопроса - «ведь вас за тем туда и посылали».
Командир первого дивизиона судов охраны рейда Денис Гриценко умудрился даже на такой откровенный вопрос ответить предельно лаконично. В частности, он заявил, что его подчинённые не открывали огонь, так как чётко исполняли его приказы. Он же решил не развязывать бой, ибо его группа «не имела цели применять оружие». По словам Гриценко, сложилась опасная внештатная ситуация. Решения приходилось принимать на месте и оперативно. Он, особо не раздумывая, и принял единственное правильное в данном случае решение – не открывать огонь, сложить оружие и сдаться, а его подчинённые не посмели ослушаться приказа.
Вот, в общем, и всё, что сообщил журналистам Гриценко, не вдаваясь в подробности и, вообще, пытаясь отделаться шаблонными фразами. Хотя даже в этом лаконичном объяснении можно найти крупицы информации, о которой, впрочем, и так многие и без того догадывались. Украинские моряки осознанно пошли на нарушение границы РФ и должны были спровоцировать российских военных на жёсткую реакцию. Однако, когда запахло жареным, инстинкт самосохранения возобладал над приказами «сверху» и Гриценко не стал рисковать жизнями вверенной ему команды. Возможно, даже вопреки приказам своего командования, которому крайне важно было устроить стычку в море, и плевать на жизни моряков. Хотя в той ситуации, скорее всего украинские вояки не стали бы стрелять, даже если бы Гриценко приказал открыть огонь. Не камикадзе поди – всем жить хочется.
Как бы то ни было, самого главного пока освобождённые моряки не говорят, несмотря на все попытки СМИ. Они ведь прекрасно знают, кто их послал в Керченский пролив. И приказы у них явно были специфические. Если моряки по-настоящему начнут говорить – их показания могут похоронить многих высокопоставленных шишек ВМСУ и самого Порошенко в придачу. К сожалению, даже новой власти невыгодны откровения участников провокации в проливе, ведь это нанесёт болезненный удар по международным позициям Киева, которые и так оставляют желать лучшего. Кто ж будет и дальше реагировать на «крымские стенания» Украины, если Киев признает, что «морская агрессия РФ» - на самом деле была провокацией Банковой? Тем более, что, если скажут А, то придётся говорить и Б. То есть раскрывать американских кураторов, без одобрения которых Петя вряд ли отважился бы на подобный выпад.