Норвежский наблюдатель за ядерной безопасностью был проинформирован о рейсе, но хочет узнать больше о будущих планах России по перевозке коммерческих грузов с помощью реакторного контейнеровоза «Севморпуть».
Единственный в мире гражданский атомный грузовой корабль «Севморпуть» плывет на юг в Норвежское море по пути в Санкт-Петербург с 204 рефрижераторными контейнерами замороженной рыбы из Тихого океана, предназначенными для рынка в европейской части России.
Корабль прибудет в Санкт-Петербург к концу этой недели после плавания на юг вдоль побережья Норвегии через Большой пояс в Дании и в Балтийское море.
«Для Росатомфлота крайне важно расширить географию нашей работы», - говорит Мустафа Касха, директор находящегося в Мурманске государственного парка атомных ледоколов.
Это первый случай, когда Россия отправила коммерческие грузы с атомным судном через Арктику в Санкт-Петербург.
29 августа Севморпут покинул порт в Петропавловске-Камчатском, следуя по Северному морскому пути, прежде чем войти в Баренцево море в воскресенье.
Россия проинформировала норвежские власти о предстоящих грузоперевозках вдоль побережья Норвегии, заявил глава Секции Крайнего Севера Управления по радиационной защите (NRPA) Ингер Маргрет Айкельманн.
«Мы представим этот вопрос на нашей следующей встрече с русскими и спросим, будет ли это чем-то большим в будущем», - сказал Эйкельманн.
Росатомфлот говорит, что этой осенью будет два рейса с морепродуктами из тихоокеанского региона России через Арктику в Санкт-Петербург, и в случае успеха этот маршрут будет регулярным, начиная со следующего года.
Эйкельманн сказал, что растущее число рейсов с атомными судами вдоль побережья Норвегии - это то, что агентство учитывает, когда Норвегия обновляет свою готовность к ядерной аварии.
«Мы сотрудничаем с Финляндией и другими странами Северной Европы в отношении проектов аварийной готовности с Россией», - добавила она.
Владимир Илюхин, губернатор Камчатского края, надеется, что это увеличит доставку морепродуктов в европейскую часть России. «Этот испытательный рейс с контейнеровозом дает надежду, что такие разовые поставки станут регулярными».
Профессор Арильд Мо из Института Фритьофа Нансена в Осло говорит, что Севморпуть как инвестиция вряд ли будет прибыльным.
«Трудно сказать что-либо точное об экономике его нынешних операций, но значительная часть затрат приходится на строительство и ремонт», - сказал Мо, указывая на модернизацию «Севморпута», которая была оплачена государством.
Введенный в эксплуатацию более 30 лет назад, Севморпуть в основном оставался в порту Мурманска в течение двух десятилетий. В 2008 году судно было официально заложено, а в 2012 году были представлены планы его утилизации. Однако в 2013 году было решено отремонтировать его, а осенью 2015 года «Севморпуть» снова прошла тестовые плавания в Баренцевом море.
«Учитывая значительные суммы, использованные для его воскрешения, мы должны ожидать, что он будет использоваться в ближайшие годы для различных целей, но не потому, что будет построено больше таких кораблей. Это не ледокол. Его преимущество в эксплуатационном плане заключается в том, что он может использоваться в течение очень длительного периода времени без дозаправки. Это часть амбиций России по увеличению грузопотока по СМП, но не ключевая часть », - сказал Мо.
Цель России - к 2024 году перевезти 80 миллионов тонн грузов по Северному морскому пути.
Получив разрешение на контейнеровоз с ядерной энергетикой для плавания рыбопродукции по Северному морскому пути, Росатом стал еще одним оплотом развития бизнеса для компании Arctic Shipping.
Этот шаг наступил после того, как государственной ядерной корпорации в январе 2019 года была официально предоставлена ведущая роль в освоении российской Арктики.Компания, в которой работает более 250 000 человек и которая занимается множеством видов деятельности, связанных с развитием и производством атомной энергии, стала управляющим органом Северного морского пути, поскольку президент Владимир Путин 28 декабря прошлого года подписал закон о Северном морском пути.
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы быть в курсе новостей!